Найти тему
Remont1969

Путь танка. Часть 12.2 Gun Carrier Mk.I Crane. 1918. Из САУ в БРЭМ

История ремонтно-эвакуационной машины на шасси Gun Carrier Mk.I

Ремонт и эвакуация, точнее эвакуация и ремонт боевых машин, а если эвакуация невозможна то ремонт на месте важнейшее средство поддержания боеспособности бронетанковых частей. Лучше если ремонтная машина имеет ту же массу и подвижность, что и сам танк, это позволит и добираться в любую точку, где танк сломался или его подбили, и вытаскивать танк, а если необходимо ремонтировать его на месте. И 105 лет назад, и сейчас БРЭМ отличаются от линейных машин наличием запаса ручного инструмент и краном для монтажа и демонтажа узлов и агрегатов. Первые БРЭМ были созданы на базе линейных танков Mark I и Mark IV. В основном переоборудование велось путём установки крановой стрелы на танк с руной лебедкой. На базе одного из специально построенных танков Mark IV Supply в танковых мастерских в Бовингтоне был построен танк-кран с лебедкой и редуктором. Но высокие и не самые жесткие корпуса танков типа "ромб не лучшим образом подходили для таких доработок, а отличие от низкого бронекорпуса Gun Carrier Mark I, на котором расположить крановое хозяйство было гораздо удобнее.

Кран с редуктором на шасси Mark IV Supply
Кран с редуктором на шасси Mark IV Supply

Gun Carrier Mk.I Crane (Salvage Machine)/БРЭМ на базе Ган Карриер

Страна: Великобритания

Год выпуска: 1917

Производитель: Kitson and Company

Кол-во выпущенных: 2

Боевая масса: 28,45 тонн (без крана)

Габаритные размеры: 9,75х3,35х2,41 м (без крана)

Экипаж: 6 человек

Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 105 hp

Скорость: 6,4 km/ч

Бронирование: 10-12 мм

Предложенный в марте 1916-го года британским военным инженером - майором Джоном Греггом (Major John Greg), работавшим в компании Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) над внедрением в производство первых танков, проект создание артиллерийского транспортёра на базе узлов и агрегатов танка Mark I был реализован осенью 1917-го года, когда из 48 транспортеров были сформированы две роты Gun Carrier. Производство боевых машин шло на паровозостроительном заводе Kitson and Company из Лидса. Каждую из рот планировали сразу оснастить одной ремонтно-эвакуационной машиной на том же шасси. Из пятидесяти заказанных шасси 48 ушло на сборку боевых машин и два на БРЭМ.

-2

У двух артиллерийских авианосцев, завершенных как аварийно-спасательные машины, были сняты две передние кабины, а люди разместились на приподнятой части основной надстройки. Впереди надстройки на поворотной платформе над резервной артиллерийской нишей был установлен кран с ручным управлением. Этот кран мог поднимать около 3 тонн, хотя с каждой стороны были установлены специальные ножки для использования, когда требовался более тяжелый подъем, а на рамы гусениц были установлены намоточные барабаны с механическим приводом, хотя, судя по внешнему виду, они использовались редко. Две машины для утилизации, по-видимому, использовались в центральных мастерских во Франции.

-3

БРЭМ или как их называют часто в источниках - Gun Carrier Mk.I Crane имели тоже шасси, что и боевая машина, существенным изменениям подверглась передняя часть транспортера. Были убраны обе кабины управляющих бортовыми трансмиссиями, на месте кабин и рампы для пушки был установлен настил, на котором размещался ручной кран с редуктором и металлической стрелой. Есть фотографии двух машин, у которых различается бронекорпуса. У одной из машин бронекорпус, у линейных транспортёров защищавший моторный отсек дополнительно оборудован отсеком с кабиной управления поднятой над крышей, на другой фотографии БРЭМ подобной новой рубки не видно. Так как машина с рубкой имеет задние управляющие колеса, то она в таком виде была построена в Британии, так как во Францию все машины отправились уже без задних тележек. Вполне возможно, что каждая из машин имела свой вариант бронекорпуса.

Gun Carrier Mk.I Crane без водительской рубки во Франции
Gun Carrier Mk.I Crane без водительской рубки во Франции

Обе машины были отправлены во Францию вместе с линейными Gun Carrier Companies, но непосредственно на фронт не попали и остались в распоряжении Центральных мастерских Танкового корпуса (Tank Corps workshop) в Тенюре (Teneur), где осуществляли ремонт боевых машин, где они и служили до полного списания. Gun Carrier Mk.I Crane был самым удачным вариантом БРЭМ и мог бы стать основой сервисной службы Танкового корпуса если бы не конец войны и не ограниченные возможности Kitson and Company по выпуску боевых машин, для фирмы заказ на шасси для 50-ти Gun Carrier был единственным для фирмы от Танкового корпуса.

За пределами журнала на Дзене остаются материалы из поездок, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм-канал - Технопутешествия. Так же на этом канале, кроме фотографий техники, которую можно увидеть своими глазами, будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
https://t.me/technomonuments

О других британских танках и боевых машинах периода Первой мировой войны можно почитать здесь:

Путь танка. Часть 4.6. Mark I/IV repair tank. Первый БРЭМ на шасси "ромба"

Путь танка. Часть 12. Gun Carrier Mk.I. 1917. Не только танки, но и САУ на танковом шасси.

Путь танка. Часть 12.1 Gun Carrier Supply Tank. 1918. Из САУ в тендеры

Путь танка. Часть 4.4. Mark I Supply tank. Танк-грузовик на поле боя

Путь танка. Часть 4.9. Mark IV Supply tank. Незаметный герой битв при Камбре и Амьене

Танки Mark I - Mark IV

Источники:

https://topwar.ru/77416-pervaya-v-istorii-sau-gun-carrier-mark-i.html

https://yuripasholok.livejournal.com/5156026.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Gun_Carrier

https://www.tanks-encyclopedia.com/ww1/gb/Gun_Carrier_Mk-I.php

https://tank100.com/tanks/gun-carrier-machine-part-ii/