История ремонтно-эвакуационной машины на шасси Gun Carrier Mk.I
Ремонт и эвакуация, точнее эвакуация и ремонт боевых машин, а если эвакуация невозможна то ремонт на месте важнейшее средство поддержания боеспособности бронетанковых частей. Лучше если ремонтная машина имеет ту же массу и подвижность, что и сам танк, это позволит и добираться в любую точку, где танк сломался или его подбили, и вытаскивать танк, а если необходимо ремонтировать его на месте. И 105 лет назад, и сейчас БРЭМ отличаются от линейных машин наличием запаса ручного инструмент и краном для монтажа и демонтажа узлов и агрегатов. Первые БРЭМ были созданы на базе линейных танков Mark I и Mark IV. В основном переоборудование велось путём установки крановой стрелы на танк с руной лебедкой. На базе одного из специально построенных танков Mark IV Supply в танковых мастерских в Бовингтоне был построен танк-кран с лебедкой и редуктором. Но высокие и не самые жесткие корпуса танков типа "ромб не лучшим образом подходили для таких доработок, а отличие от низкого бронекорпуса Gun Carrier Mark I, на котором расположить крановое хозяйство было гораздо удобнее.
Gun Carrier Mk.I Crane (Salvage Machine)/БРЭМ на базе Ган Карриер
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1917
Производитель: Kitson and Company
Кол-во выпущенных: 2
Боевая масса: 28,45 тонн (без крана)
Габаритные размеры: 9,75х3,35х2,41 м (без крана)
Экипаж: 6 человек
Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 105 hp
Скорость: 6,4 km/ч
Бронирование: 10-12 мм
Предложенный в марте 1916-го года британским военным инженером - майором Джоном Греггом (Major John Greg), работавшим в компании Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) над внедрением в производство первых танков, проект создание артиллерийского транспортёра на базе узлов и агрегатов танка Mark I был реализован осенью 1917-го года, когда из 48 транспортеров были сформированы две роты Gun Carrier. Производство боевых машин шло на паровозостроительном заводе Kitson and Company из Лидса. Каждую из рот планировали сразу оснастить одной ремонтно-эвакуационной машиной на том же шасси. Из пятидесяти заказанных шасси 48 ушло на сборку боевых машин и два на БРЭМ.
У двух артиллерийских авианосцев, завершенных как аварийно-спасательные машины, были сняты две передние кабины, а люди разместились на приподнятой части основной надстройки. Впереди надстройки на поворотной платформе над резервной артиллерийской нишей был установлен кран с ручным управлением. Этот кран мог поднимать около 3 тонн, хотя с каждой стороны были установлены специальные ножки для использования, когда требовался более тяжелый подъем, а на рамы гусениц были установлены намоточные барабаны с механическим приводом, хотя, судя по внешнему виду, они использовались редко. Две машины для утилизации, по-видимому, использовались в центральных мастерских во Франции.
БРЭМ или как их называют часто в источниках - Gun Carrier Mk.I Crane имели тоже шасси, что и боевая машина, существенным изменениям подверглась передняя часть транспортера. Были убраны обе кабины управляющих бортовыми трансмиссиями, на месте кабин и рампы для пушки был установлен настил, на котором размещался ручной кран с редуктором и металлической стрелой. Есть фотографии двух машин, у которых различается бронекорпуса. У одной из машин бронекорпус, у линейных транспортёров защищавший моторный отсек дополнительно оборудован отсеком с кабиной управления поднятой над крышей, на другой фотографии БРЭМ подобной новой рубки не видно. Так как машина с рубкой имеет задние управляющие колеса, то она в таком виде была построена в Британии, так как во Францию все машины отправились уже без задних тележек. Вполне возможно, что каждая из машин имела свой вариант бронекорпуса.
Обе машины были отправлены во Францию вместе с линейными Gun Carrier Companies, но непосредственно на фронт не попали и остались в распоряжении Центральных мастерских Танкового корпуса (Tank Corps workshop) в Тенюре (Teneur), где осуществляли ремонт боевых машин, где они и служили до полного списания. Gun Carrier Mk.I Crane был самым удачным вариантом БРЭМ и мог бы стать основой сервисной службы Танкового корпуса если бы не конец войны и не ограниченные возможности Kitson and Company по выпуску боевых машин, для фирмы заказ на шасси для 50-ти Gun Carrier был единственным для фирмы от Танкового корпуса.
За пределами журнала на Дзене остаются материалы из поездок, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм-канал - Технопутешествия. Так же на этом канале, кроме фотографий техники, которую можно увидеть своими глазами, будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
https://t.me/technomonuments
О других британских танках и боевых машинах периода Первой мировой войны можно почитать здесь:
Путь танка. Часть 4.6. Mark I/IV repair tank. Первый БРЭМ на шасси "ромба"
Путь танка. Часть 12. Gun Carrier Mk.I. 1917. Не только танки, но и САУ на танковом шасси.
Путь танка. Часть 12.1 Gun Carrier Supply Tank. 1918. Из САУ в тендеры
Путь танка. Часть 4.4. Mark I Supply tank. Танк-грузовик на поле боя
Путь танка. Часть 4.9. Mark IV Supply tank. Незаметный герой битв при Камбре и Амьене
Танки Mark I - Mark IV
- Lincoln No.1 Machine. 1915 Путь к танку. Часть 3. Первый настоящий танк. Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.
- Lincoln No.1 Machine. 1915 Путь к танку. Часть 4. Lincoln No.1 Machine ака Little Willie. 1915. После модернизации, но ещё не танк.
- H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915 Путь к танку. Часть 5. Первый танк. H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915-1916. Мать всех танков
- Mark I. 1916 Путь танка. Часть 1. Mark I. Первый "ромб" на поле боя
- Mark II. 1916-1917 Путь танка. Часть 2. Mark II. "Ромб" не для боя бросили в атаку в Аррасе
- Mark IV. 1917 Путь танка. Часть 4. Mark IV. Герой битвы при Камбре
- Mark IX "The Pig" Путь танка. Часть 6. Mark IX "The Pig". Полноценный гусеничный БТР
- Dragon Mk I. 1922. Путь Роллс-Ройса. Часть 16. Dragon Mk I. 1922. Дракон в броне или Rolls-Royce AC на гусеницах. Импровизированные танки RAF.
- Nellie I/Cultivator No. 6. Траншеекопатель Nellie I/Cultivator No. 6. Последний "ромб" - самый большой и самый тяжёлый
Источники:
https://topwar.ru/77416-pervaya-v-istorii-sau-gun-carrier-mark-i.html
https://yuripasholok.livejournal.com/5156026.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Gun_Carrier
https://www.tanks-encyclopedia.com/ww1/gb/Gun_Carrier_Mk-I.php
https://tank100.com/tanks/gun-carrier-machine-part-ii/