Базовая концепция боевых действий НАТО была опубликована официальным СМИ этой организации, журналом «NATO REVIEW», в июле прошлого года. Автор концепции, контр-адмирал Джон У. Таммен, заместитель начальника штаба по стратегическому планированию и политике при верховном главнокомандовании НАТО (Supreme Allied Commander Transformation).
Концепция, как пишет сам её автор, представляет собой лучший продукт североатлантической военной мысли, одну из двух концепций по осуществлению Военной стратегии НАТО. Как говорится в самом тексте документа, Концепция – это «новая основа для военно-стратегического анализа применения и развития военного инструмента Североатлантического союза». Уже поэтому имеет смысл внимательно её прочитать.
В Концепции много говорится о «новых войнах» (сам термин принадлежит американской исследовательнице Мэри Калдор, см. ее книгу «Старые и новые войны» – Mary Kaldor, “New and Old Wars: Organized Violence in a Global Era”). Так, например, говорится, что хотя «фундаментальный характер войны не меняется» (мы это помним еще с Foullaut), все-таки характер борьбы эволюционирует и «становится всепроникающим, поскольку наши соперники ведут действия, не вписывающиеся в “нормальную” динамику мир-кризис-конфликт» (сама-то НАТО, конечно, действует всегда в «нормальной динамике», конечно же!)
Далее с первых же абзацев в Концепции задевается «вопрос о технике», если выражаться по-хайдегеровски: «Большие сдвиги в ведении борьбы зачастую сопряжены с техническим новаторством – от стрел до пороха, танков, ядерного оружия, кибернетических и космических систем сегодня». При этом автор отмечает, что поскольку война теперь тотальна, то на её ход оказывают влияние и прочие факторы: политические, экономические, социальные, культурные и т.д. Но остановимся именно на технике как факторе, поскольку именно с техникой связан один интересный ход мысли автора Концепции.
Натовский контр-адмирал описывает возможности военной техники, которые ещё десятилетие назад казались фантастикой: «С помощью квантовой сенсорики мировой океан мог бы стать “прозрачным”. Высокотехнологичными средствами расшифровки можно было бы сделать защищенную связь такой же открытой, как передовица газеты. Потеря контроля над спутниками и электромагнитным спектром могла бы ослабить потенциал Североатлантического союза» – пишет военный специалист. И далее идет важнейшая фраза: «Летальные автономные системы оружия, по всей вероятности, бросят вызов давно сформировавшимся нормам этики и права. Эти разработки становятся все более осуществимыми оперативными реалиями борьбы, и их необходимо брать в расчет при формировании будущей стратегии НАТО».
Речь здесь идет, по сути дела, ни о чем ином, как о снятии с себя нравственной ответственности и переложении ее на технику. Летальные автономные системы оружия (далее – ЛАСО) – это оружие, способное само распознавать цели, вести наблюдение за ними и открывать по ним огонь без вмешательства человека (оператора БПЛА, например). Т.е. орудие само будет идентифицировать объект как врага и само принимать решение открывать по врагу огонь (прямо по Хайдеггеру, который предупреждал, что техника отнюдь не нейтральна, как мы привыкли думать). Давайте переведем: раз орудия стреляют сами, будучи при этом «этически нейтральны» (они же орудия, инструмент!), то, следовательно, и с самого НАТО никакого морального спроса нет.
Но ведь программа, заложенная в ЛАСО (речь, например, о той же программе распознавания противника) – она ведь кем-то написана, кто-то ведь за нее отвечает, кто-то одобрил ее применение и кто-то ведь привел в конце концов эти системы орудий в действие. С этих людей тоже снимается ответственность, если (скорее, вопрос – когда) эти их ЛАСО разбомбят очередной мирный город или группу гражданских, идентифицировав их как комбатантов?
160709-M-OB268-165
В этой Концепции есть еще много интересных моментов, если читать её внимательно, но этот аспект особо важен с нравственной точки зрения, особенно в контексте активно идущей на Западе смены этических парадигм, в результате которой (о чем предупреждал ещё Френсис Фукуяма) будущее человека станет постчеловеческим, т.е. в нем не будет места человеку. Само конвенциональное и общее для всех понятие человека, которое являлось результатом долгих философских трудов и на которое опиралось до сего момента и мировое право, и мировая политика, – само это понятие перестанет быть общепринятым за отсутствием самого денотата (т.е. человека как такового).
Таким образом, если учитывать весь идейный контекст, в этой фразе натовского контр-адмирала заложена страшная перспектива, на которую он сам прямо указывает: ревизия «давно сформировавшихся норм этики и права»! Особенно устрашает то, что это говорится в Базовой концепции боевых действий НАТО. При этом неосознаваемые двойные стандарты натовских военных философов позволяют им одновременно заявлять, что их противники «фундаментально не приемлют, стремятся изменить и даже уничтожить основанный на правилах международный порядок и систему ценностей, для защиты которых была создана НАТО».
Выходит, что для защиты «международного порядка и системы ценностей» НАТО само НАТО собирается провести ревизию «давно сформировавшимся нормам этики и права», т.е. этого самого международного порядка и системы ценностей…
Как заявляют некоторые эксперты, Северо-Атлантический альянс в военном отношении сейчас в кризисе. Но я бы хотел заметить, что у НАТО сегодня кризис и в интеллектуальном отношении.