Найти тему
Кнедлик

Так ли хороша идея отказа от Болонской системы?

Оглавление

Часто говорят о том, что наше образование должно стать соломинкой, способной вытащить нас из болота. Наступили, прямо скажем, непростые времена. И что делает Россия — выходит из Болонского процесса, чтобы разорвать общественные и культурные связи с коварным Западом. Но так ли хороша эта идея? Давайте разберёмся.

Иллюстрация создана с использованием материалов из открытых источников.
Иллюстрация создана с использованием материалов из открытых источников.

После присоединения России к Болонскому процессу были годы реформ в сфере образования, которые трудно оценить положительно. Мы получили обрезанный в лучших ближневосточных традициях специалитет, который получил гордое название «бакалавриат» (попробуйте выговорить это слово с первого раза). А ещё мы получили магистратуру — двухгодичную прелюдию к аспирантуре, про которую никто ничего не знает и не понимает, за исключением того, что она даёт возможность молодым людям ещё немного погулять от призыва в ряды Вооружённых сил.

Новость за 19 июля 2006 года. Источник: msu.ru/press/internet/
Новость за 19 июля 2006 года. Источник: msu.ru/press/internet/

Зачем ввели?

А зачем всё это было нужно? Ответ прост: чтобы дипломы наших студентов засчитывались за рубежом. Есть мнение, что участие России в Болонском процессе было инициировано на пользу детям чиновников, дабы им было проще осесть на Западе. Такое объяснение мне нравится, потому что оно находит подтверждение — у некоторых дети и внуки действительно уехали из России и возвращаться не станут. И если раньше был очень солидный фланг людей у власти, которым такая реформа высшего образования виделась бесперспективным и глупым предприятием, то по прошествии времени они сняли с неё все сливки, что свело критику Болонской системы к минимуму, на уровень коридорных разговоров.

Исход из Болоньи хотят подать как решение проблемы утечки мозгов. Известно, что в 2019 году 1,5% россиян получали образование в иностранных вузах. Сейчас же приток российских студентов в Европу и Соединенные Штаты будет стремиться к нулю, так как их дипломы просто обесценятся, а нам же специалисты очень пригодятся.

Часто российскую систему высшего образования критикуют за непрерывность процесса: изменение образовательных стандартов и рабочих программ, вписывание и выписывание каких-то бесполезных дисциплин, бесконечные поправки к методичкам курсовых и дипломных работ. Всё это, конечно, выглядело как мартышкин труд, но система хоть как-то, но менялась и модернизировалась.

В далёком 2009 году тогдашний министр образования Андрей Фурсенко очень хвалил переход к новой системе и называл участие в ней «толчком для развития и изменения российского образования». И вот как всё поменялось.

Источник: https://ria.ru/20090429/169564258.html
Источник: https://ria.ru/20090429/169564258.html

Начинаются проблемы

Все мы знаем, что специалитет требует 5 лет на освоение программы обучения. Бакалавриат же требует 4 года, а в ряде стран Западной Европы (туда же Австралия, Новая Зеландия и Индия) — 3 года. Если молодой человек хочет изучить две специальности, то раньше ему требовалось 6 лет на освоение программы бакалавриата и магистратуры. Теперь, чтобы технарь мог перековаться в экономиста или лингвиста (или наоборот), ему потребуется 10 лет, и это в очном формате, а на заочном — ещё больше. Посмотрите на то, как поменялся мир за 10 лет и ответьте себе на вопрос: останутся ли эти знания актуальны к моменту получения дипломов о высшем образовании?

Важно понимать, что российский специалитет будущего будет состоять из бакалавриата и физкультуры. Буквально. Считать, что нам вернут советский образовательный стандарт, — это просто глупо. Чиновники из Министерства науки и высшего образования РФ обязательно придумают такое нечто, от которого средний российский абитуриент начнёт с аппетитом засматриваться на казахские, киргизские, молдавские, монгольские и любые другие университеты, лишь бы не посещать два раза в неделю лекции по основам православной безопасности. Может быть и такое, представить легко. Да и останется ли это министерство в том же виде, и не поделят ли его на два других министерства, чтобы потом объединить с третьим, как это часто у нас бывает?

Хочу донести до вас очень важную мысль: из нашей образовательной системы делают качели по следующему принципу: был советский опыт, а теперь давайте в силу политических причин качнёмся в либеральную сторону. Что-то не получилось, тогда давайте делать что-то своё. Опять не вышло, ну тогда присоединяемся к Болонскому процессу и будем идти в Европу. Ой, а теперь нас обложили санкциями, неловко получилось, тогда давайте выберем «особый путь».

Источник: Яндекс.Картинки.
Источник: Яндекс.Картинки.

И так будет всю жизнь, дорогие друзья. А ведь когда-то же наступит долгожданная «оттепель», и что сделают наши первые лица? Правильно, соберутся в Европу и не забудут взять с собой отечественную систему образования. И будет у нас всё как раньше: и Болонский процесс, и спагетти Болоньезе, и много что ещё, от чего так громко и помпезно отказывались. И тогда умные люди спросят: «Так ли нас оболванивала Болонская система?»

Теперь о провале отечественной пропаганды можно говорить спокойно
Кнедлик4 мая 2022