Найти тему
Волчок Вопрос

Что задумал Волчок Вопрос?

Оглавление

Вступление

Вот гуляю я по сосновому бору: деревья выстреливают в ряд, вверх и вниз кувыркаются белки, безлюдно. Наслаждаюсь, медитирую одним словом. И тут из глубин подсознания всплыло нечто и загудело. Медитирую сильнее, а оно не уходит, село, свесило волосатые лапки, гудит и нехорошо так смотрит. Хмурим мы друг на друга брови и тут до меня начинает доходить что это есть. Это мой “старичок” - дискомфорт, гложущее чувство, вызванное какой-то внутренней потребностью, судя по цвету волос на ногах, конкретно это потребность в образовании. Хмуря брови дальше на одного, я не замел как подъехал второй “старичок”, товарищ первому, - хотелка сочинительства с ходу понял я, хочется писать, да писать хорошо.

Хм, неужели время пришло? Пора брить ноги хотелкам… Прямо скажем, человек я не шибко образованный, ленивый, но в меру упертый. Нужно что-то с этим делать…

В наличии две потребности, желания: самообразования и что-то сочинять, писать хороший текст. Сперва самообразование, а зачем оно нужно, что это такое? Под самообразованием я понимаю непрерывный процесс познания чего-либо (науки) в частности и интеллектуального саморазвития в целом. А зачем? Хм. Я часто чувствую себя идиотом… Хочу начать лучше понимать себя и мир вокруг, развивать способности и навыки, лучше разобраться в жизни, понять ее лучше и, значит, правильно жить и действовать. Развивать и углублять душевные силы, способности, характер. Для этого нужны не просто сведения, нужна культура, дисциплина ума, навыки мыслить, умение распоряжаться знаниями, построить систему знаний. А значит нужна тренировка, упражнения и работа!

А что касается сочинительства? В детстве я мечтал написать хорошую книгу, которая прольет человечеству (ребятам со двора) свет на мир (наш двор). Совершенно не представляю и сейчас как это можно. По мне чтобы хорошо писать, нужно многое. Тут я вспомнил старинные догмы, засоленные мной когда-то давно: можешь не писать - не пиши; зачем писать, когда можно читать? лучше что-то не сделать, чем делать плохо.

Разберемся. Если с первым все ясно - не могу я не писать, тянет меня: регулярно что-то внутри рождается и умирает.

Зачем писать, когда можно читать? Мне это нравится. Все, что такой неуч как я может придумать сам, к чему-либо прийти, будет каплей в море, об этом либо давно известно, либо это вовсе неправда.

Лучше что-то не сделать, чем сделать плохо. Отличная фраза моего любимого и лучшего начальника. Однако тут стоит отметить, что потуги мои не в сфере бизнеса и тезис разбивается мизинчиком об угол: нельзя научиться чему-то не делая.

Значит так: есть “хотелки”, и они определенно стоят того, чтобы воплотить их в жизнь. Как же этого добиваться, с чего начать? Как измерять прогресс? Как понять, что вот теперь, пожалуй, хватит? Философские вопросы, на которые сейчас я не могу дать ответы, пожалуй, просто начну, а там видно будет: более образованный я решит этот вопрос. Нужно составить программу, консультироваться с преподавателями и корректировать курс по мере движения. Первый шаг будет такой: научусь пользоваться главным инструментом борьбы со волосатоногими “старичками” - книгой. Эта задача будет первой из многих моем пути, моем пути ниндзя.

Про то как правильно читать книги

Хм, легко! Взял книгу, учебник и сиди, изучай, читай. Для меня так не сработает, я уже привык как серфингист - “срезать волну”, быстро и легко скользить по верхам, потребляя “годный контент”; трудно и лениво по-настоящему погружаться в чтение, изучать, нырять в глубины и удерживать внимание до самого дна. Очевидно, пользы от такого меня - чуть, нужна прежде всего работа над собой. А от такого “просмотра” пользы я не получаю. Попробуй вспомни что-то из статьи разряда “5 вещей, которые вам нужно знать”. Пищу переживали, положили в рот, но проглотить не дали. Еще хуже, наверное, будет глотать все подряд. Значит, надо научиться выбирать литературу и правильно с ней работать. Как же с этим разобраться?

Я подошел к дому, подбирая фразу, которую я скормлю поисковой строке гугла. И тут из парадной на меня вырос здоровенный лысый, представительного вида, с чрезвычайными, в два пальца толщиной, закрученными в бараний рог усами. Я посторонился и тут же вспомнил другого представительного джентльмена с усами - Клима Жукова. Клим Александрович, в одном из своих роликов, представил прекрасную брошюру профессора С.И. Поварнина “Как читать книги для самообразования”. Решено! Вот, что я возьму в руки для начала!

Что удалось узнать, проведя оперативную разведку о брошюре С.И. Поварнина? В свое время, Сергей Иннокентьевич Поварнин читал доклад интеллигентным студентикам Ленинграда о том, как важно уметь работать с книгой, брать от книги все, что можно. Тему тут же приняли, оказалось - туше! Всем нужны практические советы как правильно и эффективно читать книги! Из-за отсутствия подобной литературы, студенты страдали, но профессор пришел на помощь: доклад переработан в брошюру. Увидав такое, студенты захрюкали от удовольствия, немедленно смели все с полок и разбежались кто куда мочить брошюркой гранит, чтобы грызть его потом с удвоенной яростью.

Вот и я теперь, брызжа слюной, вынес драгоценную инструкцию из рейда в местный пункт выдачи интернет-заказов. Теперь то я покажу всем наукам как их изучать надо! Теперь узнаю, как выбрать правильную литературу, что и как нужно делать, чтобы работа с ней приносила максимальную пользу!

Что читать

Выбирать литературу, в том числе для самообразования, нужно по рекомендации специалистов и придерживаться ряда правил:

· читать только лучшее (в моем понимании это книги, проверенные временем, написанные серьезными специалистами; сюда не входят “бестселлеры”). При этом интересная книга или нет – вопрос второстепенный. Первый вопрос – нужна ли она;

· в чтении главное качество, а не количество;

· не читать слишком легких и слишком сложных книг. Правильно, когда для освоения книги затрачиваются некоторые усилия;

· в чтении придерживаться плана, идти от общего к частному. При изучении какой-либо науки или вопроса, лучше сперва ознакомиться с краткого учебника, первой и основной книгой по данной науке. Затем – проработка важнейших, основных трудов по отдельным вопросам.

Как правильно читать

Чтобы от книги была польза - ее нужно правильно читать. Что это такое? Правильное чтение состоит частей: способ чтения соответствует цели; усвоение материала, а значит я могу кратко передать суть, дать сжатый ответ, о чем была глава, раздел, книга.

Для правильного чтения нужно:

1. Иметь особые навыки, основные — это дисциплина ума, память и воображение.

2. Уметь определять цель чтения.

3. Уметь выбрать способ чтения, в соответствии с целью чтения.

4. Знать и уметь применять вспомогательные средства.

Особые навыки

Дисциплина ума, память и воображение.

Под дисциплиной ума я понимаю умение удержать поток мыслей в нужном направлении, сосредоточиться. Развивать навык можно читая небольшие отрезки и наращивать объем (например, ставить таймер); играть в сложные игры, требующие полного сосредоточения, например, игра-го, сёги.

Память. Запоминать информацию и уметь в нужный момент ее воспроизвести. Память развивается упражнениями, освоением и применением методик запоминания. Об этом есть отличная книга Д.С. Букина “Развитие памяти по методикам спецслужб”, ею я планирую плотно заняться позднее).

Воображение. Уметь воображать ярко и отчетливо, переживать то, что читаешь. Тогда читаемое лучше откладывается, как бы вливаешься в то, что читаешь. Развивать воображение можно по разному, например читать классическую литературу, слушать сложную, классическую музыку, посещать новые места, различная творческая деятельность.

Цели чтения

Сергей Иннокентьевич определил две группы целей чтения: низшая и высшая. Низшая цель - чтение, чтобы “убить время”, для развлечения и ряда схожих целей, например чтение, “чтобы заснуть”.

Высшая группа целей чтения:

· для осведомления о чем-либо, пополнения сведений (статьи, газеты, книги и т.п.);

· для нравственного, волевого развития, “воодушевляющие” чтение, например “Приключения майора Звягина”;

· чтение крупных произведений искусства; расширение кругозора, опыта, углубления мировоззрения, мыслей, чувства;

· для изучения какого-либо вопроса, книги;

· для самообразования.

Когда у нас есть цель, мы уже можем выбрать как читать.

Способы чтения

Первая группа:

· пролистать книгу;

· просмотреть, пробежать книгу, схватить главные мысли, факты;

· медленное неполное чтение, выборочное: читают основательно, с пропусками;

· чтение без проработки;

· чтение с проработкой.

Вторая группа. Пассивное и активное чтение. При пассивном чтении мы смотрим на мир глазами автора, забывая о своем “я”. Чтение без критики и отчетливой оценки (так стоит читать вдохновляющие книги и первый раз произведения искусства). При активном чтении наше “я” постоянно активно, постоянно оценивает, критикует, делает выводы и т.д.

Третья группа. Поверхностное и углубленное чтение. В брошюре предлагается отличная метафора. Эти способы чтения различны количеством прилагаемых душевных сил, погружения в читаемое. Как если мы возьмем палку и чем глубже будем опускать ее в бочку с водой тем больше водной массы придет в движение.

Про вспомогательные средства чтения

Вспомогательные средства чтения позволяют нам лучше усваивать материал, проводить умственную работу, а в дальнейшем, пролистав собственные записи быстрее восстановить его в памяти. Средства бывают разные, вот пример некоторых из них:

· подчеркивание и отчеркивание - выделение самых важных мест;

· выписки и выдержки - сжатое изложение какого-либо места книги. Можно использовать карточки с пометкой темы и обозначением откуда она, что позволит в дальнейшем подбирать карточки на определенную тему по необходимости;

· конспект. Это выделение основного и связанное, схематичное его изложение в легко обозримой форме;

· журнал чтения - тетрадь, куда вносится краткое резюме изученных книг, статей (можно вести разные тетради на разные темы);

· указатель по вопросу. Ведение тетради с пометкой, где встречался, раскрывался какой-либо вопрос (указывается книга, страница).

Вывод

Резюмируем про то как правильно читать книги.

1. нужно выбирать хорошие и полезные, а не только интересные книги.

2. нужно понимать с какой целью мы читаем

3. приспособить способ чтения к цели

4. при необходимости использовать вспомогательные средства

5. нужно развивать навыки, необходимые для чтения: внимание, память и воображение.