Всего в домашней коллекции ведущего инженера-программиста ПАО «Магаданэнерго» - более 200 экземпляров
Всего в домашней коллекции нашего земляка ведущего инженера-программиста ПАО «Магаданэнерго» - более 200 плюшевых, пластмассовых, металлических свидетелей счастливого детства времен СССР 1950 - 1980-х годов и даже их предки из 1930-го! Играющие на балалайке мишки, медведицы-артистки с платками или, например, косолапые, которые держат бочонки с медом. Они все подвижные, на металлическом каркасе. Помните, которые заводятся ключиком, причем универсальным для всех подобных советских игрушек? А еще зайцы, собаки, машинки различных марок, годов выпуска, заводов, а также развивающие настольные игры.
Их магаданец приобретает на аукционах, находит во дворах в самых неожиданных местах, реставрирует, тем самым даруя им новую жизнь и надежду на светлое будущее. Мастер верит: когда-нибудь сбудется его мечта открыть в областном центре музей советской игрушки.
Но обо всем по порядку.
ПОДПОЛЬНЫЙ СТАРОЖИЛ
Медвежья коллекция Якова Игнатенко берет начало от заводного мишки предположительно 1980 года выпуска, найденного им в 2015-м в собственном жилище.
- Мы тогда купили дом, в котором полы были в плачевном состоянии, пришлось их вскрывать, и тут я наткнулся на старенького игрушечного зверька, который обнимал бочонок с медом, - вспоминает мастер. - Вид у него был болезный, замученный, естественно, ключа поблизости не было. Жена его перетянула плюшем, механизм я подшаманил: у него лопнула пружина, я заменил ее подобной от заводного металлического будильника. Вспомнил, что у меня когда-то был такой мишка. Так появился интерес, я начал искать, где можно приобрести подобные вещи. Оказывается, косолапые из плюша начали выпускаться с 1950-х годов на двух заводах: Житомирском на Украине и Ленинградском в России. Отличались они по цвету материала, которым были обтянуты.
Позже, проезжая мимо мусорных баков, наш земляк нашел еще одного будущего обитателя коллекции. Он выглядел в разы хуже, чем первый: по нему проехалось колесом авто, лапки были полностью раздроблены - их Яков восстановил. После наш герой начал участвовать в аукционах, и у него появилась целая коллекция заводных медведей: около десятка, а еще зайцы, собаки.
ВЕТЕРАНЫ КОЛЛЕКЦИИ
Один из самых возрастных экспонатов - житомирский мишка-балалаечник 1950 года выпуска. Такой возраст был заявлен на аукционе, и в его подлинности мастер не сомневается, поскольку, когда нужно было отреставрировать зверя, мужчина снял с него плюшевую оболочку, и все внутреннее наполнение мишки, состоящее из опилок, начало крошиться прямо в руках.
Еще в ряду почетных долгожителей - зайчик, который вышеупомянутому медведю ровесник. Он в точности совпадает с представленным в каталоге у Якова образцом советской игрушки в журнале 1956 года.
А вот на фото вы можете видеть ветерана, который возглавляет весь этот ряд старичков, ему уже более 90 лет! Это воробушек из папье-маше - он был, надо полагать, тоже в плачевном состоянии, обтянутый обрезками плюша. Когда Яков его покупал, продавец сообщил ему, что принесли воробушка на продажу взрослые люди, указав, что это была любимая игрушка их бабушки.
ЧТОБ НЕ ТОЛЬКО ПОСМОТРЕТЬ
Впервые сохранившимися символами советской эпохи Яков заинтересовался незадолго до той самой первой находки, медведя, во время свадебного путешествия: тогда вместе с молодой супругой, пока был в Москве, он посетил Центральный детский магазин на Лубянке.
На одном из последних этажей здания располагался музей советской игрушки. Тогда он показался магаданцу скучноватым, однако сама задумка пришлась по душе Якову. Скучноватым, потому что экспонаты просто были расставлены в витринах и к ним прилагались сухие аннотации: где, когда, кем выпущены. Взять в руки, рассмотреть, поиграть с ними было нельзя.
Недели через две новобрачные гостили уже в Нижнем Новгороде и там побывали на подобной экспозиции - она нынешнему коллекционеру понравилась больше. Это был старинный 2-этажный барак, видимо частный музей. В одной комнате, по словам Якова, были игрушки очень старые, еще царских времен - они стояли под стеклом и тоже были неприкосновенны. А во второй комнате размещались их собратья 1970 - 1980-х годов, с ними уже можно было познакомиться ближе. На большом столе, например, покатать машинки, поиграть пластмассовыми обитателями леса, пострелять из игрушечных пистолетов.
Так к Якову пришло хобби, которое затянуло его с головой на годы. И после того, как его коллекция разрослась до нынешнего состояния, мужчина решил, неплохо бы явить ее миру.
- У людей положительные отзывы о посещении таких заведений, - отмечает собеседник. - Так мы путешествуем во времени, возвращаемся в детство, у кого-то в точности такая же была игрушка, причем единственная и долгие годы любимая - часто такое слышу. Но в основном все существующие музеи рассчитаны только на посмотреть. Да, есть экскурсовод, который поведает биографию каждой игрушки. Но я хочу создать именно игровой музей, чтобы любой желающий смог прийти, пощупать, поиграть, показать детям свою историю.
Созданию такого музея нужно уделить время и, конечно, немалую сумму. Невыгодное дело, считает мастер. Есть пара идей на этот счет: чтобы предприятие приносило доход и можно было закупать новые экспонаты, на базе учреждения неплохо бы заняться ремонтом стареньких игрушек. А вторая, чтобы взрослые, отправившись по делам, могли оставить в музее своих чад и те играли вдоволь раритетными друзьями, естественно, под присмотром. Здесь бы пригодились настольные игры, которые тоже являются частью коллекции мужчины. Среди них - настольный баскетбол, «Веселый счет», «Умный телефон», географическое лото «Вокруг света».
Но пока все это только мечты. Четверо детей, работа, огородные дела (наш герой еще и заядлый цветовод), ремонт обитателей имеющейся советской коллекции -
где взять столько времени? Но Яков уверен, мечта обязательно сбудется. Пока вопрос нескольких лет, с выходом на пенсию можно начать думать в этом направлении.
КСТАТИ
Как устроен советский механический медведь: выкройка его головы построена на основании выкройки мяча из 4 частей, лапки толстенькие и короткие.
Специальных материалов для обшивки медвежат в СССР не выпускалось, их шили из пушистой фланели и байки (это были остатки от других швейных производств). Особые экземпляры изготавливались из хлопкового плюша.
Цвет всех мягких игрушек был неяркий. Глазки делали из бусин или из пуговиц, позднее приклеивали пластмассовые кругляши. Набивали мишек стружкой, опилками, ватой или шерстяным очесом. Голову создавали из папье-маше, а после обтягивали или обклеивали материалом, чаще всего ее просто пришивали к туловищу.
В движение игрушки приводились с помощью дисков из фанеры, скрепленных между собой проволокой, либо сквозного или веревочного шарнира.
В ТЕМУ
Так откуда же пришел к нам, россиянам, косолапый плюшевый любимец? О дореволюционных мишках известно мало. Согласно источникам в Сети в то время в Хотьково существовал фарфоровый завод С. Г. Дунаева, выпускающий фарфоровые кукольные головки, из которых в Сергиевом Посаде делали очаровательных кукол. Зверушек же (мишек, зайчиков, белочек), набитых опилками, шили в том же Хотьково монахини местного Покровского девичьего монастыря, а после продавали их на ярмарке в Сергиевом Посаде. Но эти мишки были неподвижны.
В период революции и Гражданской войны игрушечное производство в России сохранилось, хотя развития не получило. Например, на базе разоренного Хотьковского монастыря была создана артель, которая продолжила выпуск мягких игрушек. К слову, в других регионах нашей страны до 1950-х годов они выпускались такими же кустарными артелями. Шили медведей по одинаковым выкройкам, созданным художниками-профессионалами.
Наиболее известной среди них была Анастасия Изергина, дочь коллекционера Николая Бартрама, исследователя игрушечного промысла. В 1937 году женщина издала книгу «Производство мягкой игрушки», которая обрела огромную популярность среди мастеров рукоделия: в ней были представлены выкройки, чертежи и подробные описания процесса создания и мишек, и других животных, и кукол из текстиля. В 1944 году вышла вторая книга Изергиной в соавторстве с сестрой М. Н. Бартрам «Игрушки из ткани. Способы создания чертежей и выкроек», издание повторило успех предыдущего. Так в 1930 - 1940-х годах сформировался образ российского мишки, который мы помним из детства.