Личность Лжедмитрия I в советской и российской историографии принято оценивать негативно, сквозь призму его сотрудничества с поляками. Несмотря на то, что поляки быстро выяснили, что Лжедмитрий, взойдя на престол, не собирается выполнять обещания, данные польской короне, и официальный Краков был в ярости.
Забавно, но в своем порицании Лжедмитрия советская историография была солидарна с боярскими и дьяческими группировками Московской Руси. Те рассматривали Лжедмитрия как инородный, чуждый предмет на золотом порфироносном троне. То есть никакого степенства и сановитости, надменности, присущих русским царям, в нем не наблюдалось, а посему "боярское старомосковское болото" приняло его в штыки, ибо личность Лжедмитрия выбивалась из царского разряда.
Между тем, у Лжедмитрия была велика популярность среди простого народа. Он даровал вольности простолюдинам, мог запросто ходить по улицам Москвы и принимать челобитья всякого, минуя бюрократические дьяческие приказы, и тут же на месте решать проблемы горожан. В народе его любили.
Сам Лжедмитрий был достаточно культурным и образованным человеком и отличался своим живым умом и большей свободой, непринуждённостью человеческого поведения. Лжедмитрий разрушил царский полуазиатский обычай пышно обедать, с многочисленными переменами блюд, которые так любили боярские думцы и прочие прихлебатели. И при новом царе обедать стали скромно. При этом праздничные пиры для придворных не прекратились.
Лжедмитрий правил государством недолго, всего лишь с июня 1605 года по июнь 1606, но его реформаторские новации были неслыханными для того времени.
Лжедмитрий I разрешил свободный выезд за границу русским людям, объявил о свободе конфессий в стране, смягчил положение крепостных крестьян и холопов. При новом царе прекратилось преследования скоморохов, разрешались карты, шахматы, песни и пляски.
Еще он собирался созвать выборных представителей от уездного дворянства с изложением нужд. При новом царе прекратились многочисленные казни (изведены были лишь Годуновы, за исключением дочери Бориса Ксении). Лжедмитрий в корне менял сложившуюся при Иоанне Васильевиче (Грозном) систему деспотизма, репрессий и насилия.
Подобные веяния шли в разрез с консерваторской сущностью местных элит. А потому боярство, влиятельные дьяки и духовенство во главе с митрополитом казанским Гермогеном, возмущаясь новым царем, готовили тайный заговор против него. Ведь попирались православные ценности и отнимались былые привилегии, а за это верхушка была готова грызть до смерти. И Лжедмитрий довольно быстро настроил против себя все влиятельные касты общества и унять их не сумел, в отличии от Петра Великого.
И когда произошел дворцовый переворот, а масса простых людей, по призыву набата, бросилась в Кремль защищать царя, многие плакали, ошеломленно приняв новость, что всё уже кончено.