Человек и религия идут друг с другом веками. Сложно представить религию без человека и человека без религии. В рассказе "На краю света" Н.С. Лесков показывает ту сторону, когда к религии относятся не серьёзно, спустя рукава, играючи. Как при таком отношении человек гибнет духовно.
В один из вечеров архиерей пил чай со своими друзьями. Разговор шел о вере и безверии. Все гости были хорошими прихожанами и разговор был очень интересный.
Среди нас был капитан, который утверждал, что миссионеры малограмотные в смысле вры и вряд ли могут сильно заинтересовать. А вот если придут миссионеры из других вер - то успех им обеспечен.
Владыко согласился со скорбью капитана, сказав, что действительно не все миссионеры понимают Христа, хоть и служили в церкви. Спорить не стал.
Владыко раскрыл альбом с репродукциями икон и начал рассказывать каким он видит христа на репродукциях. Гости соглашались с владыкой. Видите сколько великих мировых мастеров пытались написать лик Христа.
Много в моём доме было гостей и каждому были по душе разные репродукции. Спрашивается, чего хотели эти люди, познать Христа, или любоваться красивой картинкой. А настоящего ли они христа видят.
У меня за спиной лик Христа не мирового мастера, а написанный обыкновенным мужиком и мне кажется, что именно он истинный, ближе к нашему пониманию. А какого Христа Вы хотите уважаемые гости.
Начал Владыко нам рассказывать поучительный случай из своей жизни. Молодым епископом он был направлен в Сибирскую епархию. Он был счастлив и кипел бурной деятельностью.
После наведения порядков оказалось, что многого у меня не хватает. Разогнал всех даже никого в храме не осталось на клиросе петь. Пришлось смириться с гордыней и брать неграмотных, службы то нужно проводить.
Кто только не приходил и косые и кривые, и уродливые. Про семинаристов совсем промолчу, были в край распущены в те времена. Прихожан было мало, но зато по отчётности у того кто был до меня, великое множество.
Народ был разно-верный, как и везде, кто-то исповедовал буддизм, кто-то православие. Некоторые исповедовали, что-то своё смешивая буддизм с православием. А кто-то совсем не верил в виду своего образования.
Был один старый иеромонах никому не подчинялся, страстно веровал в бога. Раньше был усердным миссионером, язычников в веру обращал, но резко перестал.
Обещал начать снова когда время наступит. Зол я был на этого старца, за его отступничество. Позвал я Кириака к себе узнать причину. Причина меня смутила - опытный стал, вот и перестал.
Думаю раз опыта много, значит и в веру множество обратит. Но в вере так нельзя. Помимо того обратив ещё и вести по вере нужно. А неграмотного язычника это невозможно. Только больше в заблуждения его повергнешь.
Послушал я язычников и понял всю печаль, очень бедный у них словарный запас. невозможно до них слово Христа донести. Страшно подумать как они воспримут про деву без мужа зачавшую и спасителя родившую.
Посмеются да и только. Думал я про язычников, что они неверные, а оказывается они духовно слепые. Просвещать их не словом божьим нужно, а делом своим, они его больше поймут.
Отказался я крестить на скорую руку для отчётности, можно так надоесть, что Христа возненавидят. Христос дикарям нравился- врать нельзя, драться нельзя и воровать нельзя.
Как на зло пришло распоряжение о расширении буддийских капищ и штат лам тоже расширить. Оно и ясно почему ламы с народа дань берут, последнее отбирают и богатеют.
Губернатору ламы хорошие подарки дарят. На что губернатор мне и намекнул будут подарки, будет и расширение. Понял я наше тяжёлое положение и приня весь удар на себя.
Что мы только тогда не пережили.Решил я проехаться и посмотреть как народ живёт. Оказалось, если примешь христианство, то ламы все отбирают и по миру пускают.
Взял я с собой старца в путешествие он языки местные знает. В дороге попали в буран. Если бы не мой проводник язычник то давно погиб бы я. Плохо я тогда обходился с ним.
Грязен он был и запах тяжёлый от него шёл, да храпел в добавок. Высказал я пару раз ему за его неопрятность. за что теперь каюсь. Много раз у него была возиожность оставить меня одного и уйти спасаться, но он так не поступил.
Спас он меня, после долгого отсутствия вернулся с едой и без шапки, это в Сибирские морозы. Вот тогда то я и прозрел увидя своего язычника чистым и приятно пахнущим.
И как мне стыдно было за мысли мои скверные. Кгда мы спали перед отправкой я укрыл его обнажённую голову своими одеждами и лёг рядом, чтобы теплее ему было.
Старца моего провожатый кинул и он умер от гангрены. Вернувшись засел за книги, стал писание изучать серьёзно, вдумчиво. Изучая понял одну вещь, кто бы не старался разрушить веру Христову, не в силах это сделать, крепка она в народе, хоть и не видно сразу.