Найти в Дзене
Natalia Szerebriakova

Вена life: Равные права для всех? часть 2

Привет всем!

Адвокат и журналист Ронен Штайнке написал книгу о недостатках немецкой системы правосудия "Перед законом все равны". Ронен Штайнке имеет докторскую степень в области права и является редактором по внутренней политике газеты Süddeutsche Zeitung.

Интервью ведет Петер Лауденбах.

„- В своей книге вы цитируете слова директора берлинской тюрьмы: "Мы получаем несчастье города, вываливаемое на наш порог". Становятся ли система правосудия и тюрьмы резервуаром последствий бедности и провала государства всеобщего благосостояния?

Ронен Штайнке: Если осмотреть тюрьмы, это не единичные случаи. Очень многие заключенные являются безработными или бездомными, многие страдают наркотической или алкогольной зависимостью. В Германии в тюрьмах больше наркоманов, чем в лечебных учреждениях. Однако зависимость не обязательно улучшается в тюрьме.

В начале 20-го века установка либеральных реформаторов правосудия была такова: хорошая социальная политика - это лучшая политика и профилактика преступности. Сегодня часто бывает наоборот: проблемы, которые на самом деле должны решаться социальной политикой, оттесняются суровостью уголовного закона.

- Что делает судебная система, чтобы справиться с давлением экономии средств и нехваткой персонала в судах и прокуратурах?

Ронен Штайнке: В целях экономии времени и ресурсов все большее число дел обходится без судебного слушания и направляет обвиняемому письмо с обвинением в совершении преступления и постановлением о наказании. Если обвиняемый не комментирует его в течение 14 дней, это считается его согласием, и постановление о наказании становится окончательным. Как хорошо обеспеченный ответчик, живущий в условиях среднего класса, вы можете даже найти это приятным - вы избавлены от неловкого судебного заседания, платите незаметно, и дело уходит в мир иной. Но есть много людей, у которых возникают проблемы с пониманием таких писем, например, потому что они плохо говорят по-немецки, не умеют читать или психически больны. Другие не успевают вовремя подать возражение, потому что переехали или не имеют постоянного места жительства, и письмо до них вообще не доходит. Постановления о наказании выносятся без предварительного ознакомления судьи с обстоятельствами.

Однако часто даже простые на первый взгляд дела оказываются сложными. Судить нужно не правонарушения, а людей с определенной жизненной историей, в которую суд вмешивается своим решением. Это относится и к пациентам с деменцией, которых осуждают по пустякам. Если они не платят штраф, то попадают в тюрьму, так и не дождавшись судьи. Действительно тревожно высокая доля заключенных страдает психическими заболеваниями.

- В Германии пациентов с деменцией отправляют в тюрьму за мелкие правонарушения?

Ронен Штайнке: Практически в каждой крупной немецкой тюрьме можно найти пациентов с деменцией. Многие пациенты с деменцией и другие психически больные люди испытывают страх и панические атаки, когда теряются в городе. Часто они вызывают экстренные вызовы, например, в поездах или на вокзалах. Затем приезжает служба безопасности железной дороги и определяет, что никакой чрезвычайной ситуации нет. Но поскольку злоупотребление вызовами скорой помощи является уголовным преступлением, обвинения предъявляются, даже если больной вообще не понимает ситуации.

Через несколько недель в почтовом ящике появляется уведомление о штрафе. Если больной или его опекуны не отреагируют на это в установленный срок, в какой-то момент придет ордер на арест, и больному придется отправиться в тюрьму в качестве замены наказания лишением свободы.

Подобные истории случаются удивительно часто. Представьте себе, что делает с психически больными людьми внезапное заточение в маленькой камере вдали от привычного окружения.

Каждый из этих случаев трагичен для человека, и в них нет необходимости. Это не отвечает ничьим интересам и не является целью верховенства закона. Но она носит системный характер - в этом почти автоматизированном отправлении правосудия в виде штрафных санкций.

- Другая сторона пирамиды богатства: каковы последствия перегрузки судебной системы для материально обеспеченных обвиняемых?

Ронен Штайнке: В этом контексте я хотел бы привести в пример случай с молодым человеком, против которого прокуратура возбудила уголовное дело из-за пустяка - потасовки на демонстрации. У мальчика были богатые родители, которые наняли лучшую юридическую фирму для его защиты. Адвокаты подготовили подробную 14-страничную записку и направили ее в прокуратуру. Было ясно: обработка будет трудоемкой и утомительной. Что случилось? Дело было прекращено. Чего стоит право, если от вашего кошелька зависит, сможете ли вы им воспользоваться?

- Это ничего не доказывает - возможно, дело было бы прекращено даже без усилий адвокатов. Или это повторяющийся паттерн?

Ронен Штайнке: Прокурорам приходится рассматривать множество дел при ограниченных ресурсах. Адвокаты могут посвятить делу бесчисленное количество часов, пока им за это платят. Это может, по крайней мере, повысить готовность обвинения к заключению сделки или, в случае мелких правонарушений, способствовать прекращению дела. Не поймите меня неправильно: конечно, для ответчиков совершенно нормально исчерпать все средства правовой защиты. Но было бы здорово, если бы у каждого была такая возможность.

Это приводит к принципиальному вопросу: формально права, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом, распространяются на всех граждан - но чего стоит право, если от кошелька зависит, сможет ли человек им воспользоваться? Тогда, возможно, в действительности это не право, а привилегия.“

Продолжение следует... Читайте все статьи!

https://www.brandeins.de/magazine/brand-eins-thema/wirtschaftskanzleien-2022/ungerechtes-recht-ronen-steinke?utm_source=pocket-newtab-global-de-DE

www.DeepL.com/Translator

Спасибо, что дочитали до конца! Прошу поставить "нравится" и записаться на мой канал!

https://zen.yandex.ru/id/5d1262217dc1f900b030f7bd

Я пишу в форме дневника и каждая тема имеет продолжение! Читайте мои статьи и советуйте друзьям! За победу!