Найти в Дзене
tzioriginal

Сумо́ (яп. 相撲)

Сумо́ (яп. 相撲) — Вид единоборств, в котором два борца выявляют сильнейшего на круглой площадке (Дохё).
Родина этого вида спорта — Япония.
Японцы относят Сумо к боевым искусствам. Традиция Сумо ведётся с древних времён, поэтому каждый поединок сопровождается многочисленными ритуалами.

Япония является признанным центром Сумо и единственной страной, где проводятся соревнования профессиональных Рикиси (力士, Сильный муж,) — распространённое наименование борца профессионального Сумо.
В остальном мире существует только любительское Сумо.

Современное профессиональное Сумо сочетает в себе элементы спорта, единоборства, шоу, традиций и бизнеса.

В правилах Сумо нет ни единого слова о весовых ограничениях.

Сумоисты известны своей формой.
Но только после конца 19 века, Сумотори (相撲取, Борцы Сумо) стали набирать такой вес.
До этого они были крепкие и атлетичные борцы с весом редко переваливающим за 100кг.

Сейчас же их средний вес 120-130кг, хотя можно встретить достаточно борцов с весом 200кг и выше.
Чтобы набрать такой вес они стараются потреблять по 20000ккал в день.

Помогает им в этом суп, который чаще всего едят Сумоисты для набора веса.
Называется он "Тянько-набэ" и является - смесью овощей, мяса и морепродуктов в больших горшках.
Блюдо обычно имеет в виде основы суп на курином бульоне с добавлением сакэ или мирина, чтобы добавить аромат.
Большая часть Тянко-набэ состоит из большого количества источников белка: как правило, курицы (четвертованная и с оставленной кожей), жареной рыбы (в виде сделанных из её мяса шариков), тофу (или иногда говядины) и овощей (дайкон, пекинская капуста и так далее).
Считается, что Тянко-набэ может заменить собой калории, получаемые из 5-6 обычных блюд.
Хотя имеется примерный рецепт приготовления, все же Тянко-набэ не имеет строго устоявшегося рецепта и часто содержит все ингредиенты, которые доступны повару.

-

В профессиональном Сумо шесть дивизионов.

1) Макуути — Высший, сильнейший дивизион профессионального Сумо.
2) Дзюрё
3) Макусита
4) Сандаммэ
5) Дзёнидан
6) Дзёнокути

Сумотори высшего дивизиона настоящие звезды в Японии, имеющие толпы поклонников.
По-настоящему профессиональными дивизионнами считаются 1 и 2.

Разделены они не по весу, как можно было бы предположить.
Часто поединок устраивают между очень крупным и сильным и более сухим, но проворным. Борцы перемещаются вверх и вниз по рейтингу в дивизионах в зависимости от результатов состязаний.

Правила боя довольно просты: Борец выигрывает бой, если заставил соперника выйти за пределы ринга или коснуться пола любой частью тела, кроме ступни.
При этом каждой схватке предшествует сложный ритуал, который включает разбрасывание соли как символа очищения и серию поклонов сопернику.

Многие поединки заканчиваются в считанные секунды: один из борцов с самого начала выводит соперника из равновесия. Иные продолжаются по несколько минут, пока один из борцов не завоюет преимущество.

Несмотря на строгость традиций, сегодня в Сумо довольно много иностранных борцов. Даже в высшем дивизионе имеются Рикиси из Монголии, Болгарии и Бразилии.

-

"Комнаты Сумо" или "Хэя"

В Японском профиссиональном Сумо есть такое понятие как "Комнаты Сумо" или "Хэя" (яп. 部屋, Комната)
Это спортивные корпорации, в которую входят спортсмены, менеджеры и служащие.
Является основной ячейкой в организационной структуре профессионального Сумо.

Хэя служит не только для тренировок и соревнований в относящихся к нему помещениях и залах, но и образует спортивное общество типа коммуны.
В здании Хэя обязательно есть Дохё, кухня, баня, общежитие младших борцов, отдельное жильё для старших борцов и старейшин, склады и разные хозяйственные помещения.

Помимо Рикиси в Хэя состоят также служащие родственных специальностей: Гёдзи (борцовые судьи), Ёбидаси (ассистенты со множеством обязанностей), Токояма (специалисты-парикмахеры).
Ояката — руководители Хэя, как правило, это бывшие борцы.
Ояката, которые так же являются одновременно и владельцами Хэя (а это обычно около половины таких "Комнат") называются Сисё.

Рикиси состоит в выбранной им Хэя всю свою карьеру.
Переход борца в другую Хэя возможен только по внешним обстоятельствам: Хэя сливается с другой или же, наоборот, от данной Хэя отпочковывается дочерняя Хэя.

Жизнь в Хэя организована согласно Иерархическим принципам.
Рикиси нижних рангов живут в общих помещениях и выполняют хозяйственные задания, в число которых входит приготовление для всех членов Хэя котла с традиционным блюдом Тянко-набэ, стирка, уборка, прислуживание старшим за столом и в бане.
Особые привилегии имеют старшие по званию борцы — Хэягасира, даже если они не достигли особых высот. Борцы двух высших дивизионов вообще освобождены от хозяйственных обязанностей и могут жить даже за пределами Хэя.
Младшие подчиняются старшим по званию или, при относительном равенстве, по борцовскому стажу.
Авторитет Ояката или Сисё непререкаем.

-

История

Археологические находки свидетельствуют о том, что Сумо было распространено в Японии уже в III-VI веках (были найдены глиняные фигурки Ханива в виде борцов Сумо), а первые письменные упоминания о Сумо датируются VII-VIII веком (книга «Кодзики»).
В книге говорится о том, что 2500 лет назад боги Такэмикадзути и Такэминаката схватились в поединке Сумо за право владеть Японскими островами.
Победу в поединке одержал Такэмикадзути.
Другое упоминание о борьбе Сумо можно найти в книге «Нихон сёки», которая датируется 720 годом. В ней также идет речь о поединке, который состоялся между двумя силачами.
Слово “Сумо” образовалось от Японского глагола “Сумафу” (Меряться силами). От данного глагола было образовано существительное “Сумахи”, спустя сотни лет оно трансформировалось в слово “Сумаи”, а затем и в “Сумо”.

В качестве прикладного боевого искусства оно бурно развивалось в конце XIV — начале XV века. Изначально оно понималось как средство воспитания духа и укрепления тела самураев.
Лицезрение Сумо — ритуал, проводимый при дворе Сегуна, военного правителя Японии, описывается в хрониках того времени в отдельных главах. В них прослеживается тонкий символизм, без которого и сегодня нельзя представить Сумо.

Известно, что по меньшей мере с XVIII века профессиональные борцы Сумо стали организовывать подобия бродячих цирков, совершая туры по провинциями и городам, и показывая своё искусство за деньги.
Следы подобной практики сохраняются, так, турнирные списки борцов по-прежнему содержат фразу о храмовом дозволении на выступления, и по-прежнему практикуются туры по провинциям в промежутки времени между основными турнирами года.
Самоорганизация борцов, тренеров и судей породила бойцовские ассоциации, конкурировавшие между собой и ведущие собственные турниры и рейтинги. Ко второй половине XX века после череды расколов и слияний осталась только одна ассоциация, Токийская, которая стала считаться основной.

Параллельно с храмовым и придворным, существовало и уличное, народное, площадное Сумо, где поединки силачей или просто горожан и крестьян проводились на собственную потеху и забаву толпе.
Уличное Сумо неоднократно запрещалось, потому что уличные схватки иной раз перерастали в массовые потасовки и городские беспорядки.

-

В Японии, Сумо имеет огромную популярность, а сами Японцы без ума от Сумоистов.
Японцы буквально боготворят Рикиси.
Возможно, это связано с историей, так как по легендам считается, что этот вид спорта был придуман богами.

-

Мой псевдоним -
tzi, я музыкант.
Я предпочитаю создавать инструменталы с мотивами Восточной Азии.

Если вам интересна история, мифология, быт и все что связанно с Восточной Азией, в частности Японии, то предлагаю вам послушать мою музыку на всех известных музыкальных стриминг сервисах, а так же ознакомиться с моими социальными сетями:

VK -
https://vk.com/tzioriginal
Telegram -
https://t.me/tzioriginal
YouTube:
https://www.youtube.com/tzioriginal

Facebook -
https://www.facebook.com/tzioriginal
Instagram -
https://instagram.com/tzioriginal
Twitter -
https://twitter.com/tzioriginal