"Мама, кого ты любишь больше, меня или папу?"- часто дети задают такой вопрос. Многие мамы дают неправильный ответ...
Супружеские отношения- это союз двух любящих друг друга людей, благодаря которому на свет появился ребёнок и, как следствие, новый вид отношений- детско- родительские.
Эту тему очень хорошо раскрыл Б. Хеллингер- психолог, автор Метода системных семейных расстановок. Он сформулировал Законы семейной системы.
1. Закон принадлежности.
Каждый представитель семейной системы имеет право принадлежать ей. Исключение кого-либо из неё приводит к тому, что другой член семьи занимает это место и вынужден следовать в некоторых деталях не своей судьбе, чувствуя, что он не на своем месте и не может найти себя в жизни. Исключение из семейной системы подразумевает нежелание членами семьи признавать полную принадлежность к ней других участников, например: «твой отец тебя не любит, да и не надо, мы и без него проживём », «твой дедушка был лётчиком и погиб в авиакатастрофе» ( а он сидит в тюрьме) и т.п.
2. Закон иерархии.
Новая семейная система преоритетна перед старой. Когда ребёнок вступает в брак, он создает новую семейную систему и она начинает играть главенствующую роль перед его родительской системой. Если- же ребёнок остаётся в более сильной связи с родителями, чем с супругом и своими детьми, происходит нарушение этого Порядка. Семейная система ослабевает или распадается.
Очень важна иерархия внутри системы- каждый в семье на своем месте: родители выполняют функцию родителей, партнеры — партнеров, дети — детей. Очень часто роли путаются, например мама ищет эмоциональную поддержку у ребенка, ставит его на роль кого- то из своих родителей или партнера. Она не ищет поддержку у настоящего родителя, подруги или психолога. Психологически ребенок не готов и не должен нести бремя родительских неурядиц и это отрицательно отражается уже на его судьбе.
Родительский долг- невозвратен. Его дети будут "отдавать", заботясь уже о своих детях и вкладывая любовь и энергию в своё потомство. Именно так и продолжается род - стремясь в будущее. В отношениях пары очень важен баланс «брать у своих родителей - давать своим детям », так жизнь течет дальше. Такое понимание иерархии очень улучшает внутрисемейные отношения.
Партнер — это тот, кто на одном уровне иерархии с нами, поэтому он ничего не должен нам как мама (любить, прощать, заботиться) или как папа (обеспечивать, опекать, исполнять желания , решать все проблемы). В любовной связи люди часто хотят "добрать" то, чего не дополучили от родителей. Поэтому важно понимание того, что это свободно выбранный союз.
3. Закон баланса между «брать и давать».
Детско-родительские отношения заключаются в том, что старший дает, ничего не требуя взамен, младший берет. Вернуть долг за дар жизни невозможно!
Если родитель пытается получить от ребенка какой- то ресурс, это нарушение закона. Если родитель переносит на ребенка отношения со своими родителями или со своим партнером, это так же нарушение закона.
Чтобы быть счастливым, нужно быть свободным от чужих забот о нас. Когда мы даём другим людям возможность самостоятельно заботиться о себе, брать ответственность за свои поступки и самостоятельно принимать решения, мы находим себя.
Закон 4. Закон любви.
Энергия любви течет от предков к потомкам и никогда наоборот. Это не о том, что не нужно любить мам и пап, а о том, что энергию мы должны отдавать детям. Если женщина целыми днями думает о родителях, всю свою заботу посвящает им, то её дети недополучат энергии материнской любви. Потому что энергия любви начинает течь не в ту сторону, и детям не остается ничего.
К родителям нужно относиться с почтением и благодарностью.
Семейная система не анализируется на выполнение/невыполнение в ней этих порядков и логический поиск исключенных. Семейная система исследуется феноменологически, т.е. через расстановку и наблюдение того, что в ней проявляется. Поскольку каждая живая система уникальна и динамична.