Найти тему
Эвпатрид удачи

Пиратство. Начало

Финикийский торговый корабль. Рисунок из открытого источника.

Пиратство. Когда мы слышим или читаем о пиратах, то сразу воображение услужливо подбрасывает картинку – одноглазая харя под треуголкой с перевязанным глазом и попугаем на плече. А само тело в потрёпанном абордажными боями камзоле. И ещё – взгляд у хари мерзко-угрожающий. Что ж, воображение нас не обманывает. Всё это было, но временной отрезок, когда это изображение было аутентичным довольно мал. Он укладывается в три – четыре столетия (всего то). Между тем как пиратство значительно древнее. Собственно, пираты появились вместе с судоходством (даже не мореплаванием!). Так что пиратство по праву можно считать одной из древнейших профессий. Причём именно профессией, изначально это было просто одним из видов хозяйственной деятельности. При этом поначалу неразрывно связанной с торговлей! Как действовала эта «деятельность» хорошо видно на примере финикийцев.

Финикийцы отправлялись в плавание хорошо вооружёнными, имея на борту и запас разных товаров. Если на побережье замечали поселение, которое представлялось лёгкой добычей то – горе этому поселению! Оно безжалостно разграблялось. Действительно, зачем предлагать что-то взамен, если можно просто отобрать!

Но если перспективы грабежа выглядели слишком туманными или опасными, финикийцы со вздохом (естественно, по-финикийски), выкладывали свои товары, и начиналась торговля. Кстати, Гермес, бог торговли у древних греков был одновременно и богом разбойников (ну и пиратов, соответственно). Ну не разделяли поначалу древние греки эти виды деятельности! Вот не разделяли и всё тут. Но прогрессировало разделение труда. Труд по грабежу и труд по торговле всё более различался. Действительно, зачем умелым грабителям таскать с собой товары? Всё равно они почти не пригождались. Зачем таскать дорогущее вооружение, если конкретная «тусовка» предпочитает торговать (воинское мастерство и смелость не те)?

К тому же всё больше различались разные типы судов. Для торговли нужна была прежде всего вместительность, а скоростью можно было и пренебречь. Для грабежа нужна была прежде всего скорость. Быстрота нападения почти всегда определяет его успех. Быстрота отступления – безнаказанность. А с безнаказанностью начались проблемы.

-2

Финикийский военный корабль. Рисунок из открытого источника.

Появились и начали укрепляться государства и вместе с ними постоянные вооружённые отряды. Сначала просто «дежурные» вооружённые граждане, затем оплачиваемая стража, а потом пришёл черёд и постоянных армий. Результат – необходимость иметь свою «производственную базу», ведь не каждый корабль подходил для пиратства. Пиратам нужны были корабли, во всяком случае, не уступающие торговым в скорости и манёвренности.

Да ещё эффективное оружие для нападения и защиты (участь пойманных пиратов была ужасна). Пиратам приходилось иметь лучшую в их время оснастку кораблей, в умелых руках становящейся дополнительным оружием.

К тому же нужны свои якорные стоянки и даже укреплённые поселения, где пираты могли

чувствовать себя в безопасности во время ремонта и отдыха. Ещё и хранить награбленное где-то надо. И сбывать его кому-то надо и покупать всё необходимое тоже.

Как следствие, в древнем мире возникла целая инфроструктура для пиратов.

Ну а отдельные корабли собрались в целые флоты. Так что для успешной деятельности у пиратов возникла потребность иметь «государство в государстве», и они имели его. Но об этом – в следующей статье.