Найти тему

Икона "Сошествие во ад"

Оглавление

Дорогие друзья!

Православные христиане продолжают праздновать Пасху – Светлое Христово Воскресение. И сегодня мы хотим познакомить вас с иконой, в которой в полной мере заключен глубинный смысл этого праздника – избавление людей от уз ада и вечной смерти.

Воскресение Христово – ключевое событие евангельского повествования. Естественно, художники-иконописцы не могли обойти тему Воскресения, что послужило созданию целого ряда сюжетов. Это и явление воскресшего Христа женам-мироносицам, апостолу Фоме и другим ученикам. Но главным сюжетом для отображения праздника Пасхи в восточно-христианском искусстве стала икона «Сошествие Христа во ад».

-2

-3

История развития иконографии «Сошествие во ад»

Само событие Воскресения Иисуса Христа совершилось таинственно, оно было сокрыто от взоров людей, и имеется только несколько разрозненных исторических свидетельств о нем. Даже Евангелисты не могли описать восстание Христа из гроба подробно, так как они сам этот процесс не видели. Святые жены-мироносицы и апостолы увидели уже пустой гроб и погребальные пелены, услышали свидетельство ангелов о воскрешении Христа, затем и Сам воскресший Господь неоднократно являлся им. Это и явилось причиной тому, что сам момент Воскресения Христа изначально не нашел отражения в традиционном иконописном искусстве Византии и Руси.

Начиная с III в., встречаются лишь символические изображения этого события в виде спасшегося из чрева кита пророка Ионы.

В византийском искусстве сюжет Сошествия во ад появляется в VIII в. Наиболее ранними изображениями этого сюжета являются миниатюры лицевых рукописей VIII-IX вв. Ранние композиции отличаются простотой и лаконичностью.

Композиция Сошествия Христа во ад получила свое развитие и в храмовой росписи. Мозаики и фрески с этим сюжетом встречаются в византийских и русских храмах уже с XI в. В системе храмовой декорации эта композиция часто располагается на северной стене, как одна из заключительных сцен земной жизни Спасителя.

Древнейшее русское сохранившееся изображение этого сюжета – фреска в Софийском соборе в Киеве (XI в.). На ней мы видим более простой иконографический извод, с малым количеством фигур.

На иконах XV-XVI вв. можно наблюдать, как постепенно происходит усложнение иконографии, что свидетельствует о более глубоком осмыслении этого сюжета.

В XVI-XVIII вв. иконография сюжета еще более усложняется. Появляются иконы с клеймами, в которых изображаются события из земной жизни Спасителя или основные церковные праздники. Средник иконы часто представляет собой развернутую иконографическую редакцию с элементами западного влияния.

Иконография образа «Сошествие во ад»

Иконография «Сошествия во ад» берет свое начало из апокрифического Евангелия от Никодима (II-IV вв.), автором которого считается тайный ученик Христа фарисей Никодим, принимавший участие в снятии Иисуса с креста и положении Его во гроб. Также этот сюжет отражен в Священном Предании - богослужебных текстах и пасхальных поучениях Святых Отцов.

-4

На иконах «Сошествия во ад» присутствуют как неизменные элементы, так и те, которые могут изменяться.

Центральным изображением иконы всегда является Иисус Христос, одетый в золотые, красные или белые одежды, окруженный божественным сиянием – мандорлой. Он может стоять фронтально, но чаще обращен лицом к Адаму – вправо или влево. Одну руку Спаситель протягивает к Адаму, выводя его одного или вместе с Евой из мрачных глубин адовых, в другой руке Он держит свиток или крест. Ногами Христос попирает сломанные врата адовы, которые изображаются лежащими в форме креста. В аду можно видеть разбросанные ключи, замки и разорванные цепи, иногда встречаются образы с лежащим связанным или скованным сатаной – на дне ада или попираемым ногами Христа. Встречаются более подробные поздние варианты иконографии, в которых в аду изображены Ангелы Божьи, разбивающие оковы праведников и предающие мучениям диавола.

По сторонам от Господа Иисуса Христа расположены две группы ветхозаветных праведников и пророков. В верхней части иконы иногда можно увидеть ангелов, держащих крест – знамя победы над смертью и адом.

На более поздних иконах, на которых заметно явное влияние западного искусства, может быть изображено сразу несколько событий: изведение праведников из ада, их шествие в рай, а также явления Воскресшего Господа ученикам. В верхней части иконы можно увидеть изображение рая в виде города, напоминающего сад и обнесенного стеной, где праведников ожидает благоразумный разбойник.

В целом на примерах различных композиций «Сошествия Христа во ад» заметно постепенное развитие и усложнение иконографии, стремление вложить в сюжет больше сведений, о которых говорится в источниках, и передать богословский смысл композиции.

Вам могут понравиться наши статьи :

#икона #иконопись

#православие #религия #христианство #пасха #вера #духовный рост #бог #живопись