Действительно, судя по беседам с 11-классниками, они больше боятся задания 27 (сочинения). чем предыдущих 26. Попробуем разобраться, почему так...
Во-первых, психологически давит тот факт, что за сочинение можно получить 25 первичных баллов из 58, что составляет 43% от максимума в 100 баллов. Серьезные цифры. Ведь можно набрать, а можно и потерять.
Во-вторых, в этом задании нужно самому формулировать мысли, правильно их записывать и к тому же писать грамотно, не допуская орфографических и пунктуационных ошибок, избегая грамматических и речевых. Конечно, по возможности.
В-третьих, нельзя писать просто "из головы", " от балды", что первым приходит на ум. Потому что есть строгие требования к композиции, нарушение которых тоже грозит потерей баллов. Так давайте вспомним, что нужно сделать выпускнику для качественного выполнения этого пресловутого задания. Вот как оно сформулировано:
"Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру- иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте ее.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком."
Итак, не торопясь, начнем...
1. Прочитать текст. 1,2 раза, если надо - то и 3. Выделяя ключевые слова в публицистическом тексте, подчеркивая моменты, важные для понимая действий и речи героев в художественном. Помним, что тема - это О ЧЁМ? говорится в тексте, а проблема - это то, что в рамках интересует автора. В тексте говорится о книгах (тема), а автора интересует вопрос: почему надо беречь книги. Это проблема.
2. Многие эксперты и репетиторы, школьные учителя и выпускники, сдавшие ЕГЭ на высокий балл, в один голос советуют начинать писать сочинение на черновике с определения позиции автора (ПА). Это ответ на проблемный вопрос. После нахождения ПА проще сформулировать П (проблему) в виде вопроса. Тогда есть 100% гарантия, что у вас не будет расхождения между П и ПА.
3. Формулируя ПА, набившие руку на написании сочинений выпускники понимают, что у ПА должно быть ДВА аспекта. Именно к ним и подбираем примеры-иллюстрации. А вернее, найдя примеры, понимаем, какие аспекты будем освещать. Вернемся к вымышленному нами тексту про то, почему надо беречь книги. Во-первых, потому, что они являются сокровищницей мудрости предыдущих поколений, а во-вторых, книги нужны человеку, чтобы развивать мышление, мозг и прочее. Просто к примеру.
Помним, что ПА - это совет, который автор дает нам, читателям. Это нравственный урок.
4. Не забываем, что привести два примера - это мало! Обязательно надо их пояснить. Если пример - это о том, ЧТО делает автор/рассказчик/герой, то пояснение - ЗАЧЕМ он это делает, ПОЧЕМУ. Примеры берем из разных абзацев текста. Маркеры пояснения: "Автор подчеркивает (делает акцент, обращает внимание...) либо "Читателю становится понятно..."
5. Комментарий, за который можно получить 6 баллов, включает в себя: Пример 1 и пояснение, пример 2 и пояснение, связь и ее анализ - 6 компонентов, за каждый можно получить по 1 баллу. Комментарий должен быть написан так, чтобы любой читающий наше сочинение понял логику. Тем более если это эксперт. Задача комментария - материалами авторского текста доказать, что П именно та, которую мы сформулировали.
6. Виды связи могут быть разными: противопоставление, причинно-следственная связь, сопоставление, сравнение... И да, указывать связь дополнение не возбраняется. Главное в анализе связи - доказать, чем эти примеры дополняют друг друга.
7. По поводу проверки сочинения. Есть такая хитрость: чтобы абстрагироваться от содержания сочинения, можно проверять сочинение с конца, в последнего предложения. Тогда вы будете обращать внимание только на орфограммы и пунктограммы. И речь, конечно же. Избежать повторов необходимо, поэтому чередуйте слова "автор", "ФИО", "писатель" или "публицист".
8. Ну и напоследок шаблон для сочинения по публицистическому тексту.
"(Проблемный вопрос). Ответ на этот вопрос ищет ФИО, автор предложенного для анализа текста.
Проследим, как публицист раскрывает поставленную проблему.
Во-первых, ФАМИЛИЯ отмечает. что.... (цитата из нескольких слов). Так автор показывает, что...
Во-вторых, публицист подчеркивает, что... Читателю становится понятно: ....
Так, приводя суждения, дополняющие друг друга, ФИО приходит к ответу на вопрос... + анализ связи (показывает две одинаково важные стороны) (Примеры связаны между собой: второй детализирует первый/противопоставлен и т.д.)
Позиция автора ясна. ФИО считает, что..."
А дальше вы сами знаете. Только помните, что по К- 4 - отношение к ПА - вы должны не только написать "Я согласен с мнением автора", но и выдвинуть тезис(какое-то суждение) и аргументировать его (привести пример).
P. S. Не устаю повторять, как мне нравится жить в 21 веке. Всю информацию, которая здесь изложена, я почерпнула на бесплатных вебинарах, которые шли по понедельникам на сайте "Могу писать". Потрачено немало времени, вебинары шли по 1,5-2 -2,5 часа. Но это того стоило. Там же я купила несколько пособий, которые активно применяла в своей работе, помогая 11-классникам подготовиться к экзамену.
Только каждый должен помнить: без труда не вытащишь рыбку из пруда. Нужно трудиться - писать сочинения, набивать руку. Эти слова уже бесполезно адресовать выпускникам 2022 года. Им только "ни пуха ни пера!" А вот выпускникам 2023 года они пригодятся, надеюсь.
Всем удачи!