Всем добрый день! Сегодня поздравим с днём рождения Олега Даля. 25 мая 1941. Советский актёр театра и кино. Олег Иванович Даль — бесспорно, один из самых ярких и противоречивых актёров нашего театра и кино. Весёлый и замкнутый, беззащитный и высокомерный. Кто-то из коллег говорит об его жизнелюбии и лёгком нраве, кто-то назовёт мизантропом и вспомнит длительные запои в полузнакомых компаниях… Из опубликованных дневников мы видим личность глубоко одинокую, страдающую - в его высказываниях о «достижениях соцреализма в театре и кино», о засилии невежд среди чиновников от кино сквозит подлинно физиологическое отвращение. Но какие яркие его роли в кино!
Даль с первого раза поступил в театральное училище Щепкина; первую роль в кино сыграл в 1962, дебютным фильмом стал «Мой младший брат» режиссёра Зархи. В 1967 Даль снялся в двух лентах, ставших популярными по всей стране, – «Хроники пикирующего бомбардировщика» и «Женя, Женечка и «катюша». Один из лучших фильмов об Отечественной войне - «Женя, Женечка и «катюша» (реж. В. Мотыль, автор сценария Б. Окуджава)- прорывался к зрителю с боями. В том числе не принимали кандидатуру Даля на роль главного героя. Актёра обвиняли в отсутствии обаяния, в недостаточной яркости (и даже) в неспособности сыграть роль «интеллектуального мальчика». Некий чиновник сетовал: «...в его облике не хватает русского национального начала». В итоге сейчас этот фильм в десятке лучших про войну.
Одновременно со съемками в кино Даль играет в театре «Современник»; в 1969 дебютирует в качестве режиссёра. Работает также в других театрах: Ленкоме, МХАТе, «На малой Бронной».
Даль был чрезвычайно требователен к себе, разборчив при выборе роли, но и требователен к режиссёру, который его снимает. Режиссёры приглашали Олега Даля наперебой, но он чаще отказывался, чем соглашался. Например, отклонил приглашение сниматься в фильме Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», у Гайдая в «Инкогнито из Петербурга», у Митты («Экипаж», роль бортинженера Скворцова). В списке отказов Олега Даля: Динара Асанова, Олег Ефремов, Михаил Козаков.
Полностью «своим» режиссёром стал для Даля Григорий Козинцев. В фильме «Король Лир» (1970) раскрылся Даль-трагик. Наконец-то словами Шекспира актёр говорит о том, что терзает его самого. О рабстве художника, об искусстве, «загнанном на псарню с собачьим ошейником на шее» (слова Козинцева), о человеческой слепоте и равнодушии.
Также безоговорочно-своей была для Олега Даля режиссёр Надежда Кошеверова. На все времена и очень современен фильм-сказка «Тень» по мотивам Андерсена (1971), ещё был «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1977).
Все помнят блистательного принца Баккардии Флоризеля режиссёра Евгения Татарского (1979): невозможно никого, кроме Даля, представить в этой роли.
Очень личной была для Даля работа в фильме «Отпуск в сентябре» (1979) по драме А. Вампилова «Утиная охота». Глядя на Даля в роли Зилова, все соглашаются, что актёр не играл роль, а жил в ней, настолько он органичен. Сам актёр не увидел фильма: картину назвали «упаднической» и положили на полку. Её премьера состоялась только в 1987.
Всего за свою короткую актёрскую биографию Даль сыграл в 42-х фильмах.
#олег даль