План занятия "Лексическая тема-домашние животные":
1. Артикуляционная гимнастика
2. Развитие слухового восприятия. Работа по умению отличать речевой шум от неречевого. Звукоподражание животным.
3. Знакомство ребенка с домашними животными ( 5 видов). Работа над умением сопоставлять картинку с фигуркой.
4. Сюжетно-ролевая игра "Покорми животное. Кто что ест". Звукоподражание "Ам"+ слова "дай/на, да/нет".
5. Игра на развитие мелкой моторики: мягкие пазлы "Домашние животные", состоящие из 2-4 деталей. Вызов слова "Сюда"
6. Обыгрывание сюжета русской народной сказки "Курочка Ряба"
( глагол "била", слова 1 слог.структуры "Баба, деда", звукоподражания животных "ко ко" курочка, "пи пи" мышка, "бам" упало, "аааа" плачет баба, "ооо" плачет деда)
Ход занятия:
1. Артикуляционная гимнастика по книге Н.В.Нищевой ( повторяем пройденные упражнения+ добавляем 1- 2 новых)
2.Развитие слухового восприятия. Работа по умению отличать речевой шум от неречевого.
Подготавливаем либо аудио материал "Звуки домашних животных", либо используем музыкальную книгу для детей, а также карточки с реалистичным образом домашнего животного.
📌Скачать звуки домашних животных:
На данном занятии работаем с первыми 5 животными: корова, кошка, коза, баран, собака.
Сначала показываем ребенку картинку с животным, проговаривая "Это корова", послушай, как говорит корова. Включаем звук. После звука вновь спрашиваем " Как говорит корова?" Му му му. После этого спрашиваем у ребенка "Хочешь послушать корову?" Ждем ответа ребенка, помогаем ответить с помощью слова "Да". Прослушиваем второй раз, вновь звукоподражаем и просим пальчиком указать на корову. Затем берем следующее животное и так же по плану с ним знакомимся.
3. Знакомство ребенка с домашними животными ( 5 видов). Работа над умением сопоставлять картинку с фигуркой.
Используем карточки с животными из предыдущей игры, а также подготавливаем фигурки. Показываем фигурку, спрашиваем, кто это? Как животное говорит? После этого просим положить животное на нужную картинку, то есть найти, где то или иное животное. Например ( корова): кто это? Да, корова. Как говорит корова? Му му му. Найди, где корова? Тууут, молодец, клади.
4. Сюжетно-ролевая игра "Покорми животное. Кто что ест". Звукоподражание "Ам"+ слова "дай/на, да/нет". Переходим играть на ковер. Понадобится: фигурки животных, а также пластиковые продукты или карточки с пищей, предназначенной для каждого из домашних животных.
Раскладываем в линию всех животных, после чего показываем первую карточку ( или пластиковую фигурку) и объясняем, что это: это сено/это кость/это рыба/это трава. Далее спрашиваем "Кто ест сено? Корова, му му. Дай корове сено. На, ам ам ам." Проговариваем каждое действие, чтобы ребенок запомнил , какой глагол вы использовали для проговаривания того или иного действия, а также пищу, которая соответствует животному. Дети обожают процесс кормления, поэтому звукоподражание "Ам" удается получить в скорейшее время.
5. Игра на развитие мелкой моторики: мягкие пазлы "Домашние животные", состоящие из 2 деталей. Вызов слова "Сюда"
Проверяем, насколько хорошо ребенок запомнил образ животных и может составить картинку из нескольких частей ( целое из частей). Садимся с ребенком за стол, выкладываем крупные детали мягких пазлов перед ребенком и помогаем сложить картинку, проговаривая "Это сюда, это сюда". Начинаем с головы☝. После того, как изображение получилось,рассказываем стихотворение про данное животное. Я рекомендую стихи Марины Дружининой.
6. Обыгрывание сюжета русской народной сказки "Курочка Ряба"
( глагол "била- бум", слова 1 слог.структуры "Баба, деда", звукоподражания животных "ко ко" курочка, "пи пи" мышка, "бам" упало, "аааа" плачет баба, "ооо" плачет деда)
Для сказки можно использовать и отдельные карточки, и кубики, и фигурки, а также пластиковые продукты ( целое яйцо и яичницу). Задача родителей или педагога: во время рассказала делать акцент на звукоподражании и каждый раз обращаться к малышу с вопросом "Это кто?", чтобы он был не просто зрителем, а активным участником представления.
Итог занятия:
- Звукоподражания домашних животных ( первые 5 животных): му му, мяу мяу, ме ме, бе бе, гав гав.
- Закрепление понятий "Да/нет", "Дай/на"
- Звукоподражание "Ам"
- Запоминаем значение слова "Сюда"
- Звукоподражание сказочных героев: мышка, курочка, деда ( плачет, баба ( плачет), а также глагол-действие "бам" ( упало) и "бум"- била.