Найти тему
Житейские истории

Почему в российских школах учителя не любят отличников? Дело в личности учителя или в его профессиональной некомпетентности?

Сорок лет работаю в школе. Из них последние двадцать лет задаю себе вопрос: почему учителя не любят отличников? Казалось бы, должно быть всё наоборот! Ведь с отличниками работать одно удовольствие! От них можешь получить хороший результат, следовательно, получить удовольствие от работы. Дело в личности учителя или его профессиональной некомпетентности?

Кажется, в последние годы в школах появилось много случайных людей. В начале двухтысячных нехватку кадров в школах компенсировали, принимая на работу людей без педагогического образования. В школу шли за «деньгами». Например, если в колхозе зарплату не платили несколько месяцев подряд, то бюджетникам - учителям выплачивали регулярно.

Вот и пришли в школу агрономы вести химию и биологию, зоотехники музыку и изобразительное искусство, инженеры физику, географию, технологию, ОБЖ и др.

Конечно, некоторые из них обучились заочно в педучилищах и пединститутах. Кто-то прошел курсы переподготовки, но их внутренний мир, их менталитет не изменился. А главное, у них так и не появилась любовь к детям.

Мне посчастливилось работать с учителями, которые пришли в школу в 50-60-е годы. Интеллигентные, воспитанные, профессионалы в своих предметах. Я никогда не слышала, чтобы кто-то из них, например, учитель биологии, говорил ученикам «я сам не знаю биологию на пятерку, поэтому и вам пятерку не поставлю».

Переученные «педагоги» на уроках могут оскорбить ученика, унизить. Знаю одного учителя, который делит всех учеников школы на умственно отсталых (дети ОВЗ) и не дообследованных.

Эти педагоги могут позволить себе орать на учеников так, что слышно на всех этажах школы. Выражаются на уроках матом. Употребляют мат в общении между собой.

Фото из свободных источников https://avatars.mds.yandex.net
Фото из свободных источников https://avatars.mds.yandex.net

Дочь моей знакомой, кстати, отличница, очень ответственная девочка, не хочет ходить в школу. Все учителя спрашивают её на каждом уроке, она и сама любит отвечать у доски. Но, при этом, некоторые педагоги позволяют себе насмешки, подколы, поощряют насмешки со стороны одноклассников смеясь вместе с ними.

Девочка спрашивает: «почему я отвечаю на каждом уроке, в журнале у меня почти в каждой клеточке четверки и пятерки, а у тех, кто сидит в телефонах на всех уроках, по три оценки в четверти и за четверть в итоге выходит пятерка».

Мы всегда отвечаем так, чтобы окончательно не подорвать авторитет учителя «с отличников другой спрос. Если ты претендуешь на пятерку, значит должна отвечать без ошибок». «Если учитель русского языка на контрольной за отсутствие одной запятой ставит четверку, значит он переживает за тебя, хочет, чтобы впредь ты была внимательнее». И всё в таком духе!

А размер домашних заданий?! По правилу учитель может задать домашнее задание - 1/3 от выполненной работы на уроке. Т.е., если на уроке решили три задачи, значит на дом одну задачу. На практике всё, наоборот. На уроке русского языка выполнили 1 упражнение, на дом 2-3 упражнения плюс учить правило.

На математике учитель 30 минут проводит игры, за 10 минут до окончания урока начинает новую тему. В результате домашнее задание «изучите тему самостоятельно и порешайте что-нибудь».

К письменным предметам добавляются 30 заданий по информатике, по два параграфа и 2-4 теста по биологии, физике и географии, проект по английскому языку, доклад по физкультуре. Складывается впечатление, что учитель задает на дом то, что не успели на уроке, потому что педагог не смог организовать работу учеников на уроке или запланировал слишком много.

Тем, кто не выполняет домашнее задание, всё равно. А как быть отличникам, которые выполняют домашнее задание всегда в полном объеме?!

Фото из свободных источников https://avatars.mds.yandex.net
Фото из свободных источников https://avatars.mds.yandex.net

Вот и получается, быть отличником плохо, тяжело физически и морально!

Кроме уроков есть ещё мероприятия, олимпиады, соревнования, в которых ребёнку приходится участвовать не потому, что интересно. Потому, что за отказ участвовать ученик не раз будет унижен учителем, завучем или директором.

Отличникам нет возможности посещать кружки, попросту некогда! Если школа маленькая, то одному ученику приходится участвовать в олимпиадах по всем предметам. Отказаться себе дороже, в журнал полетят двойки и тройки, в лучшем случае четверки, но не пятерки, как ни старайся.

Вывод: лучше быть «серым» хорошистом. К доске не проситься, получить три оценки за четверть и не «высовываться», авось пронесёт. А ещё лучше быть троечником. Много не требуют, никуда не посылают.

Фото из свободных источников https://yandex.ru/images/
Фото из свободных источников https://yandex.ru/images/

Учителю, видимо, тоже проще с хорошистами и троечниками. Они не спрашивают, как отличники «за что снижена оценка». Не просят объяснить материал еще раз, если не поняли. Не задают «умных» вопросов, от которых учитель заводится, раздражается и начинает кричать.

Вот и вспомнишь советскую школу! Учителя и дети были другими. Было больше мотивированных учеников. Отличников не гнобили, а уважали, поддерживали и поощряли.

Уважаемые подписчики и гости, делитесь в комментариях, как в ваших школах относятся к отличникам? А к учительским детям?

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайк 👍и подписывайтесь на мой канал. Дальше будет ещё интереснее!

#школьный учитель #школа #отличники #учитель #учеба не в радость