Элизабет Виже-Лебрен написала портрет внучек императрицы, Самодержицы Всероссийской Екатерины Второй. Очень старалась. Но портрет императрице не понравился.
Вот что думала Екатерина: "Г-жа Виже-Лебрен заставляет обеих скорчиться на диване, сворачивает шею младшей, придает обеим вид мопсов, греющихся на солнце, или, если хотите, двух противных маленьких савоярок, причесанных под вакханок, с гроздьями винограда в волосах(...)
Одним словом, не хватает не только сходства, но обе сестры так обезображены, что есть люди, которые не могут разобрать, которая старшая, а которая младшая. (…)по-моему, это очень плохо, потому что в этой картине-портрете нет ни сходства, ни вкуса, ни благородства, и нужно не иметь ни чувств, ни понимания, чтобы так не справиться с сюжетом...» (Письмо Екатерины II Гримму от 8 ноября 1795 года.) цитируется по книге И.С.Немиловой
Портрет и правда так себе. Остальные гораздо лучше. Но не в картине дело. Екатерина Великая написала свое мнение в частном письме, понимаете? Вот в этом и тонкость.
Великая императрица могла бы изругать художницу при всех. Сказать: "Что за дрянь вы намалевали, милая моя? А еще художницей назвались, я вам доверила своих родных внучек, а вы каких-то мопсов изобразили! Не умеете рисовать - не беритесь!"
Могла бы изругать. Если бы не была Великой. Екатерина Вторая приютила Виже-Лебрен в России во время Французской революции. Иначе художница могла бы головы лишиться за дружбу с Марией-Антуанеттой. Художница нашла в России приют, защиту и работу. И после критики могла все это потерять. Неблагородно человека всего лишать из-за неудачного портрета. Это первое.
Второе - Екатерина Вторая была великодушна и деликатна. И почитала эти качества одними из главных свойств русской императрицы. Высказать свое мнение в личном письме знакомому - это одно. А публично унижать художницу - это другое. На такое способны только низкие и подлые люди. Мелкие личности. Которым никогда не стать ни императрицами, ни художницами...
Потому императрица продолжала хорошо относиться к художнице. И не причинила ей ни малейшего беспокойства. Только свой портрет не заказала...
Элизабет Виже-Лебрен оставила очень хорошие воспоминания о России. Добросердечие русских, их великодушие, честность и порядочность ей запомнились - она так и писала искренне. Она и сама была добрая, художница-то. И создала немало отличных портретов, за которые ей хорошо платили. Потому что старалась подметить лучшее в человеке. А не критиковать его мелкие недостатки.
У всех бывают промахи и неудачи. Или просто картина не нравится, - у всех же свой вкус, не так ли? Но императрицы не выражают свое мнение публично и крикливо. Знают цену своего слова. И понимают чувства других. Потому и называются Великими. Величие проявляется в малом, - это давно известно...
Анна Кирьянова