"Энканто" Диснея изображает многопоколенную историю о бабушке и ее семье, наделенных волшебными дарами, которые были вынуждены бежать из своей деревни в более безопасное место в Колумбии. Фильм получил признание критиков и получил "Оскар" за лучший анимационный фильм на церемонии вручения премии "Оскар" 27 марта.
Но комментаторы также выступили с резкой критикой, особенно в отношении отсутствия злодея или, что еще хуже, очернения характера матриарха Абуэлы.
С моей точки зрения, как ученого, который исследует перемещение и миграцию, в Энканто выделяется то, как каждое поколение Мадригалов пережило травму и как она формирует их жизнь и выбор. Как ассириец (коренной житель Ирака) с опытом перемещения и миграции, мне кажется, что эти негативные отзывы пропустили ключевые аспекты фильма.
Отголоски травмы и смещения
Зрители узнают конкретных членов семьи Мадригал через их сольные номера, такие как “Поверхностное давление” Лусии или “Что еще я могу сделать?” Изабеллы
Тем не менее, когда мы объединяем эти характеристики, становится ясно, что семья в целом имеет свою собственную динамику: дисфункциональную, поскольку каждый член молча борется со своими дарами до изнеможения. Похоже, что каждый член семьи молча борется с проблемами психического здоровья.
Но разве это не история почти каждой семьи мигрантов? Идея о том, что мы так благодарны за то, что "добрались" до наших новых домов, что мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы построить лучшую жизнь, независимо от того, как мы это делаем?
Миграция означает оставить все и всех, кого вы знаете. Такая жертва требует постоянного стремления к совершенству, чтобы сделать его стоящим — постоянное стремление, которое может быть токсичным и вредным.
Много злодеев
Вот почему критики этого фильма, не имеющие "плохого парня", упускают суть. Любой, кто смотрит фильм, который пережил перемещение через войну или насилие, вероятно, не нуждается в Диснее, чтобы нарисовать злодея.
Например, ассирийцев преследует призрак геноцида, кража нашей земли при создании Ирака, Сирии, Ирана и Турции, а также недавний Курдистан, который превратил нас в “меньшинства” на нашей исконной родине в продолжающемся процессе лишения собственности и перемещения.
“Злодей” скрывается в тени наших умов: это колониализм, империализм и построенные границы, предназначенные для того, чтобы держать нас подальше от тех же стран, которые приложили руку к разрушению нашей родины, превращая нас в беженцев и заставляя нас мигрировать от наших семей, родственников и друзей.
Контекстуальные чтения
"Энканто" рассказывает историю перемещения с точки зрения семьи латиноамериканцев — семьи, разные оттенки кожи которой говорят о сложных колониальных реалиях вторжения, кражи земли и людей, а также о переплетенных историях и расовых идентичностях. Это с точки зрения семьи, чей опыт говорит с людьми через океаны, земли и время.
Обзоры, осуждающие Абуэлу как “токсичную”, удаляют ее из контекста травмы. Объектив, основанный на травме, не предназначен для оправдания или узаконивания токсичности и дисфункции, а для того, чтобы помочь нам понять, что люди, испытывающие боль, часто передают эту боль.
Объектив, основанный на травме, означает сосредоточение внимания на сострадании как к жертве, так и к преступнику. Это означает рамки культурно специфических вмешательств, которые признают историческую и межпоколенческую травму.
Из этой линзы мы можем понять, что Абуэла - не властолюбивый злодей, а переживший травму.
Показ новых способов
Абуэле нужна помощь, чтобы исцелиться от ее травмы и горя, чтобы разорвать цикл токсичности и дисфункции, который прочно укоренился в ее историческом контексте. Мирабель, младшая дочь Джульеты и Августина Мадригала и главного героя Энканто, считает Абуэлу ответственной, объясняя, как ее токсичное поведение повлияло на ее семью.