В психологии зависимость, или аддикция (англ. addiction — пагубная привычка, привыкание), в широком смысле — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания. Но теперь больше применяется не к химическим, а к психологическим зависимостям, например, поведенческим, примерами которых могут служить: интернет-зависимость, игромания, шопоголизм, психогенное переедание, фанатизм, зависимость от порнографии и т. п. Список можно долго продолжать, но всё сводится к одному - человек зависим. А развивается всё это с детства.
Ученые предположили, что самым раздражающим звуком для человека является детский плач. Это срабатывает древний инстинкт – когда люди прятались в пещерах, и когда человеческий детёныш начинал плакать, нужно было скорее его как-то успокоить, чтобы их не услышали, не обнаружили и не съели. Т.е. откуда идёт звук, то и надо "закрыть". Поэтому, многие родители часто, вместо того, чтобы устранить причину плача, просто инстинктивно "затыкают" рот малышам соской, или грудью, или какими-нибудь вкусняшками. Из-за этого формируется рефлекс - на любой раздражитель нужно что-то засунуть в рот (в дальнейшем сигарету, выпить, заесть чем-то вкусненьким). А бич современного общества - гаджеты. В нашем детстве были "денди", сейчас – планшеты и компьютеры. Чтоб отвлечь дитё, сунул ему планшет и вуаля, минут 15 точно можно наслаждаться тишиной. Как следствие - игромания вместо правильного решения проблем.
Дело в том, что мозг может сам себя обмануть, забыть про потребности организма в угоду наслаждениям. Любая зависимость это медвежья услуга нашему мозгу, а именно, центру удовольствия. Центр удовольствия — это общий термин для ряда структур мозга, стимулирование которых приводит к чувству наслаждения. Центр удовольствия очень тесно связан с нашими эмоциями. Я не медик, но попробую объяснить своими словами этот процесс. Получая моральное, физическое или психическое удовольствие, в мозге вырабатываются эндорфин, дофамин, окситоцин и серотонин. Эти гормоны отвечают за хорошее настроение, качественный сон. Когда у человека хорошее настроение и качественный сон, он более спокоен и ведёт себя по-другому. Только вот незадача. Все эти зависимости и вредные привычки, наоборот, разрушают структуру мозга и в целом тело. Получая очередную "дозу" удовольствия мозг самообманывается, думая, что вот, настал тот момент, когда в жизни всё наладилось, мне хорошо. Но тело не обманешь. Организм бьёт тревогу, посылает сигналы мозгу - мне плохо! И тогда на поле выходят адреналин, кортизол (гормон стресса) и другие. И начинается порочный круг – организму нужно прийти в норму, нужны "добрые" гормончики. А мозг умеет добывать хорошие эмоции с помощью центра удовольствия, идя проторенной дорожкой к своим вредным привычкам. (Почитайте книгу авторов Бройнинг, Лоретто Грациано. "Гормоны счастья. Как приучить мозг вырабатывать их". Там более понятно написано).
Вопрос – как же не попасться в эту ловушку? Ответ - нужно с детства тренировать мозг получать удовольствие из безопасных источников. Родителям важно не отмахиваться от ребёнка, а учить его проговаривать свои эмоции, и учить с ними справляться. Важен, конечно же, собственный пример. У меня однажды был откровенный разговор с одним моим знакомым. Он рассказывал о своём детстве. Родители целыми днями работали, а бабушка особо не занималась ребёнком. Бегает ребёнок, играет сам с собой и ладно. А самые яркие детские впечатления у него были, это когда вся семья собиралась вместе по праздникам. Немного выпивали. Взрослый человек, живший с детства в городе, ни разу не был в театрах, музеях, на Столбах и пр. И вот, вроде, родители не алкоголики, трудяги, старались семью обеспечить, воспитывали сына как могли. А у него закрепилась стойкая эмоциональная ассоциация, что хорошо и весело, это когда сидят за столом с присутствием алкоголя. И не важно, что этот алкоголь был чисто символически. Важен сам факт.
Поэтому, важно обеспечить ребёнку такие условия, чтобы в его жизни было как можно больше разнообразных положительных эмоций. Каждый родитель знает, чем увлекается его ребёнок, можно сыграть на этом. Периодически сформировывать у него новые увлечения, показывать, как интересен и разнообразен мир. Ведь большинство людей прибегают к пагубным привычкам в подростковом возрасте, и часто из-за того, чтобы повысить свой авторитет в глазах других сверстников.
Взрослым тоже можно "перезагрузить" свой мозг. Когда человек с зависимостью проходит лечение в центре реабилитации, там человеку помогают отвлечься от плохих мыслей, отвлекают, постоянно занимают его чем-то. Но когда он возвращается домой, в свою привычную среду, то эта рутина снова подталкивает его начать употреблять. Поэтому, нужно искать любую возможность почувствовать себя счастливо не в ущерб другим.
Физически могут помочь разные телесные практики - массаж, бассейн, медитация, спорт, иглоукалывание. Психологически - можно попробовать снова впасть в детство и почувствовать себя счастливым не потому, что заслужили или чего-то добились, а просто так. Совершать безумные поступки, кататься с горки и на качелях, падать в кучу осенних листьев, играть в резиночки, ходить в походы, кататься на великах/санках/роликах, посещать театры, музеи, выставки, зоопарк, найти своё хобби. К сожалению, взрослый человек слишком зажат и ограничен стереотипами и страхами – что другие подумают. Но пусть лучше люди крутят пальцем у виска человеку счастливому, чем зависимому! А дети будут вдвойне счастливы, когда взрослые будут с ними на одной волне.
Мир всем.✌