Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!
Никогда прежде тема развития внутреннего туризма в России не была столь популярна. Ее актуальность в последние годы обусловлена прежде всего тем, что внешние границы нашей страны полностью или частично закрыты по разным причинам. Но для того, чтобы путешествия по России совершались не от безысходности, а по зову сердца, в отечественной туристической сфере предстоит решить еще немало проблем. Ну, а сам я, посетив все 85 регионов России [о чем не так давно рассказал на страницах этого блога], имею не только достаточный опыт и основания, но и своего рода моральное право критиковать и судить о том, на что в российском внутреннем туризме следует обратить отдельное внимание, что исправить и чем заняться вплотную и как можно скорее.
Перед тем, как приступить, сразу хочу оговориться: туризм в России в последние годы действительно развивается достаточно быстрыми темпами. Путешествия по России десять-пятнадцать лет назад и путешествия сегодня − это две большие разницы, а тому, что, как и почему стало лучше, уже можно посвятить отдельную статью. Но сегодня у нас на повестке исключительно недостатки внутреннего туризма, ведь ни одна проблема никогда не обретет решение, если не обратить на нее внимание и не вынести на обсуждение. Обсуждением 10 главных минусов российского туризма мы и займемся в рамках сегодняшней статьи.
1. Информирование
Начать хотелось бы с того, что Россия сама по себе огромная, разнообразная и многогранная страна с невероятным количеством достопримечательностей на любой вкус. Вот только известность большинства ограничивается тем регионом, где они расположены. На всю Россию наберется не более двух-трех десятков широко растиражированных мест, ради которых потенциальные туристы готовы отправиться в поездку, да и то бо́льшая их часть сосредоточена в Москве, Петербурге и Крыму. В остальном же люди просто не представляют, зачем ехать и что смотреть в том или ином регионе, и даже если решатся на спонтанную поездку, с большой вероятностью столкнутся с отсутствием централизованной информации о туристических возможностях в выбранном месте. А ведь это одна из ключевых причин, по которой отдых внутри страны можно было бы предпочесть выезду за рубеж.
Да, с Подмосковьем или Ленобластью, вероятно, проблем не возникнет. Не составит труда спланировать путешествие и по наиболее популярным в масштабах страны туристическим направлениям, вроде Алтая, Золотого кольца или Кавминвод. Но вот если в ваших планах значатся более «экзотические» направления, такие как Забайкалье, Приморье или Полярный Урал, информацию придется собирать по крупицам на различных туристических форумах, из отчетов поделившихся собственным опытом путешественников. Подчас доходит до удивительного: информация находится на иностранных туристических сайтах. Ну, а в условиях подобного информационного вакуума рассчитывать на полноценное развитие внутреннего туризма, очевидно, не приходится.
2. Дороговизна
Как ни банально, но факт. Все ведь мы не раз слышали о том, что ценовое сравнение между курортами Краснодарского края и пресловутыми Анталией и Хургадой зачастую не в нашу пользу. Вот только никто не знает, почему. Вроде бы, и ближе, и валюту покупать не нужно, и много еще на чем, казалось бы, можно сэкономить. Да вот только сэкономить, скорее всего, увы, не получится. В подавляющем большинстве туристических мест, далеко не только на Черном море, «по доброй российской традиции» с туристов берут деньги, и причем немалые, за все, что только возможно. Не хотелось бы использовать слова «разводят» и «обдирают», но общий смысл примерно такой. И никто даже не задумывается о том, что туристы в следующий раз уже не вернутся и не посоветуют приехать свои знакомым. Не вернутся те, приедут другие. При этом стоимость многих туристических услуг высока зачастую необоснованно и необъяснимо.
И, если на то же море при желании можно поехать автостопом, жить в палатке, а пищу готовить в котелке, то многие красивейшие места нашей страны, включая Камчатку, Курилы или плато Путорана, весьма труднодоступны и, следовательно, дороги на почти что безальтернативной основе. Да, можно, конечно, забронировать один из индивидуальных туров [как правило с небольшой группой таких же туристов], массово появившихся в России в последние годы, но и его стоимость будет, если и не заоблачной, то по крайней мере крайне высокой. Зачастую сэкономить можно, если вы готовы самостоятельно заниматься планированием и организацией поездок, но и в этом случае любые требования, касающиеся комфорта на уровне «чуть выше среднего», неминуемо повлекут за собой увеличение затрат на всю поездку в целом.
P.S. Самому мне не так давно пришла в голову навязчивая идея − в одной из следующих поездок в провинцию остановиться на ночь в усадьбе, а точнее, в гостинице, организованной в бывшей дворянской усадьбе, поместье или хотя бы просто историческом особняке. Таких на всю Россию на сегодняшний день не один десяток. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что цен за подобные объекты размещение ниже семи тысяч рублей/ночь за двухместный номер нет в принципе. При этом есть гостиницы с ценами в районе 15, 20 и даже 30 тысяч рублей за номер. И это, разумеется, без питания. Хотите отзавтракать как барин? Извольте'с доплатить еще тысячу-полторы. В общем бюджетно ощутить атмосферу дворянского шика, увы, не удастся.
3. Транспортное сообщение
К слову, о Камчатке и не только о ней. Одной из главных туристических проблем нашей огромной, необъятной страны является сложность и, что не менее важно, дороговизна перемещения из точки А в точку Б. Про комфорт и безопасность тут уже даже и говорить не приходится. Еще лет десять назад, когда заходил разговор о необходимости развивать туризм на Дальнем Востоке, Байкале или Крайнем Севере, в качестве контраргумента приводился тот факт, что авиабилеты туда стоят дороже, чем в Нью-Йорк. Сегодня самолеты в Нью-Йорк из России уже не летают, вот только добраться из Перми или Саратова в Магадан или Южно-Сахалинск не стало проще и дешевле. И ведь самолеты в данном вопросе − лишь верхушка айсберга. Начинать разговор о транспортной инфраструктуре нужно с качества российских дорог, а также газелей и ПАЗиков, до сих пор выполняющих роль общественного транспорта в большинстве российских городов.
Конечно, москвичам здесь грех жаловаться: и с общественным транспортом проблемы как таковые отсутствуют, и прямые авиарейсы [плюс поезда] есть практически во все регионы страны. На некоторых маршрутах есть еще и конкуренция, которая среди прочего ведет к снижению стоимости. На порядок хуже, но не критически плохо дело обстоит в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге, где создаются крупные региональные «авиаузлы». А вот ситуация с транспортной доступностью и сообщением в провинции куда более удручающая. Во многих случаях, даже когда речь идет о близко расположенных регионах, добираться быстрее и дешевле [не значит дешево!] будет через Москву. А прямые авиарейсы в тот же Крым или Сочи зачастую нерегулярны и выполняются одной компанией. А значит, на какие-либо скидки, акции и возможности сэкономить лишнюю копейку рассчитывать не стоит. Добираться до места назначения придется либо долго и дорого, либо быстро и очень дорого.
4. Гостиницы
Еще один пункт, где динамика, вроде бы, и положительная, а состояние всей отрасли в целом по-прежнему вызывает вопросы. Проблема с гостиницами, их количеством, разнообразием, в том числе и ценовым, уровнем сервиса и перечнем предлагаемых услуг, кажется, решена только в Москве и Петербурге. Остальным городам все еще есть куда стремиться почти во всех аспектах гостиничного бизнеса. И главное, большинство существующих в этой сфере проблем взаимосвязаны и вытекают одна из другой: отелей зачастую недостаточно, а низкий уровень конкуренции, как известно, приводит к завышенным ценам. Кроме того, страдает и клиентоориентированность в объектах размещения: зачем демонстрировать чудеса гостеприимства, если туристы в условиях отсутствия выбора все равно приедут вновь?
И еще один вопрос из разряда риторических: почему в той же Турции всего за несколько десятилетий практически с нуля смогли выстроить гостиничную индустрию, близкую к совершенству, где за меньшие [в сравнении с отечественными отелями] деньги вам все будут улыбаться, обслуживать по высшему разряду, да еще и кормить до отвала по несколько раз в день, а у нас почему-то не могут. Ну, или не хотят. Сегодня в связи с уходом с рынка ряда международных сетей отелей вновь заговорили об импортозамещении. Вот только есть опасения, что вместо этого мы получим очередное повышение цен при неизменном (и не самом высоком) качестве.
5. Реклама и туристические сайты
Так уж у нас повелось, и туристическая отрасль тут не исключение, что спасение утопающего – дело рук самого утопающего. Конечно, вопрос развития внутреннего туризма в масштабах всей страны должен стать приоритетным на самом высоком уровне, но в конечном итоге борьба за туриста и, как ни циничного это прозвучит, за его деньги должна будет развернуться между самими регионами. И именно подобная конкуренция должна [в теории по крайней мере] привести к повышению качества предлагаемых услуг, формированию новых туристических направлений внутри страны, бережному отношению к существующим памятникам природы, истории и архитектуры и появлению новых современных достопримечательностей. А что, если не это, и есть полноценное развитие внутреннего туризма?
Возможные формы подобной конкуренции чрезвычайно разнообразны и могут включать в себя создание туристических инфоцентров, публикацию и распространение брошюр и каталогов, участие в туристических выставках, создание сайта, посвященного туризму в регионе, и другие инструменты рекламы и пиара. Говоря на языке рекламы, когда вы выводите новый товар на рынок, а туризм в регионе стоит рассматривать именно под этим углом, вы должны как можно подробнее и красочнее представить его вашей потенциальной целевой аудитории. Желательно правда, чтоб за красивой оберткой был еще и отменный туристический продукт. Но с этим у большинства наших регионов проблем нет. А вот с продвижением и позиционированием есть, и немалые.
6. Отношение к природе и городской среде
Следующий пункт в сегодняшнем списке, пожалуй, наименее очевидный, но вместе с этим исключительно важный, характеризующий общее состояние туристических объектов, и природных, и рукотворных, да и не только их по всей стране. Если предельно коротко, состояние это иначе как неудовлетворительным не назовешь. Положительные изменения происходят, но опять же медленно, фрагментарно и в недостаточном объеме. Во многих городах реставрируют пару-тройку главных достопримечательностей и создают одну-единственную образцово-показательную улицу, которую и предлагают увидеть туристам. И в это же самое время соседние улицы пребывают в запущении, немногие сохранившиеся исторические здания завешивают рекламой и коробками кондиционеров, а о какой-то единой концепции развития городской среды, благоустройстве и формировании современных общественных пространств даже не имеет смысла затевать разговор.
Увы, подобное отношение распространяется и на природу: ведь если люди не могут сохранить то, что было создано ими же, наивно полагать, что сохранят то, что появилось задолго до них. И я совершенно не собираюсь затрагивать экологические вопросы всероссийского масштаба, вроде загрязнения рек или лесных пожаров, ибо не обладаю знаниями ни о реальном положении дел, ни о способах его улучшения. Но вот замусоренные пляжи на Черном море, полуразрушенную советскую инфраструктуру на Байкале и свалки на владивостокских сопках видел своими глазами. Конечно, существуют примеры бережного, уважительного отношения к природе и при этом минимального вторжения в нее при создании соответствующей инфраструктуры (например, горный парк «Рускеала» в Карелии). Но есть и обратные примеры (Хаджохская теснина в Адыгее, на фото выше), где красивейшая природа диссонирует с убогим благоустройством, качеством [а точнее, отсутствием] сервиса и высокими ценами посещения. И последних пока большинство.
7. Отдых на море
А точнее, его традиционная переоцененность. Ведь еще с советских лет как-то так уж сложилось, что отдохнуть летом на море среди наших соотечественников считается абсолютно обязательным и необходимым. Зачем? Почему? Подобные риторические вопросы обычно обходятся без ответов. Ну, вот надо так. И я могу понять и принять, что действительно надо, когда ежедневная работа отдыхающего на море туриста связана с тяжелым, подчас изнурительным трудом, например, в шахте. Тогда, конечно же, хочется отдохнуть не только душой, но и телом, понежиться под солнцем на пляже, окунуться в прохладную водичку, расслабиться и провести в таком состоянии неделю-другую. Но что движет всеми остальными, особенно теми, у кого работа сидячая, умственная, без особых физических нагрузок? И даже если она предполагает накапливание моральной или психологической усталости, как по мне, ее снятие куда быстрее и эффективнее поспособствует активный отдых, поход тот же самый или восхождение на гору. При этом в масштабах нашей страны не составит никакого труда подобрать активности в соответствии с любым возрастом и физической формой отдыхающих.
Да и потом, нужно четко уяснить одну вещь, как ни трудно будет это сделать. Пляжный отдых в России объективно плохой! И не только в относительном, но и абсолютном выражении. Ведь очевидно, что человек, предпочитающий отдыхать «на море» и при этом имеющий средства для того, чтобы отдохнуть на условных Мальдивах или Багамах, никогда не предпочтет им Анапу или Геленджик. Это не плохо и не хорошо, как и то, что на условных Мальдивах или Багамах и близко нет той потрясающей природы и рукотворных достопримечательностей, которые есть в нашей стране. А вот моря нормального нет. Вспомните, ведь даже когда вы слышали от ваших знакомых или читали где-то в интернете отзывы об отдыхе в Сочи или Крыму, в них вполне могли быть восторженные слова о местном климате, теплой погоде, красивейших горах, хороших отелях или ресторанах [если с ними вдруг повезло], но никто и никогда не скажет «Ах, какой же там был шикарный пляж и чудесное море, нигде в мире больше такого нет». А если все-таки скажут, не верьте. В мире, так уж получилось, есть намного лучше.
8. Недостаточное количество «видов» туризма
Следующий пункт плавно вытекает из предыдущего. Учитывая, что большинство россиян предпочитают ездить в отпуск на море, плюс небольшая прослойка любителей активного отдыха «с рюкзаком за плечами», другие виды туризма в нашей стране развиваются с большим отставанием. Прежде всего от стран, где внутренний туризм значительно популярнее выездного, таких как США или Китай. А ведь возможностей для его развития, с учетом размеров нашей страны и ее многообразия, огромное множество. Но реализуются они почему-то слабо и, очевидно, в недостаточном количестве.
Взять, к примеру, событийный туризм. Назовете ли вы без помощи интернета, какие в российских регионах проходят фестивали, ярмарки и другие ежегодные развлекательные мероприятия? Даже у меня, москвича, на слуху разве что наше столичное «Московское варенье». А в тех же США существует целая индустрия проведения Ярмарок штатов, наверняка, вы видели такие в американских фильмах − с аттракционами, конкурсами, концертами и костюмированными шоу. Или, например, сельский туризм, который у нас отсутствует как явление. По крайней мере мне неизвестно, где в России можно пожить в колхозе, подоить буренок и вспахать огород. Звучит, наверное, смешно, но, уверяю вас, от желающих попробовать нечто подобное из числа офисных работников Москвы, Петербурга и других крупных городов не было бы отбоя. Так, например, одна моя знакомая за какие-то весьма немалые деньги на неделю ездила в китайскую провинцию, жила в традиционном домике и ежедневно собирала на плантации чайные листья. Ну, каково? И ведь список видов туризма, которые развиты у нас исключительно слабо или не развиты вовсе, можно продолжать. Этнический, гастрономический, индустриальный, экологический, экстремальный, даже городской. А пока вместо всего этого целый простор нереализованных возможностей.
9. «Российское» значит «плохое»
Еще один устоявшийся стереотип, сломать который, наверное, сможет только время. Ну, и, конечно же, усилия всех заинтересованных в его опровержении сторон. Сформировался он, я полагаю, в конце 80-х − начале 90-х годов прошлого века, когда нараспашку открылись границы страны, первые туристы отправились за границу, а в нашу страну в свою очередь хлынули потоки зарубежных товаров, начали показывать голливудские фильмы с невиданными доселе спецэффектами, а обставленные однотипной советской мебелью квартиры накрыло волной евроремонтов. Что ж, будем честны, и тогда, и сейчас сравнение по многим позициям будет не в нашу пользу: в конце концов никому ведь не придет в голову сравнивать отечественный автопром с условными ауди и мерседесами. Но ведь точно так же и у немцев не возникает (или по крайней мере не должно возникать) иллюзий, что их страна в плане туристического потенциала сопоставима с нашей.
Фактически туристическая индустрия в нашей стране начала нормально развиваться только в последние лет десять. В СССР она отсутствовала как таковая, если, конечно, не брать в расчет отдых по путевке на море или в санатории или прохождение легендарных «всесоюзных туристических маршрутов». Затем казалось, что за «заграницей» нам не угнаться, а внутренний туризм протянет и на советском багаже. И только в последние годы начало происходить долгожданное прозрение: туристы начали узнавать о новых возможностях отдыха в России, а власти вдруг осознали, что туризм − это еще и огромные финансовые потоки, которые можно перенаправить «извне» «вовнутрь». Объективно, пока что оба этих процесса находятся в зачаточном состоянии, хотя их катализаторами и стали пандемия и известные геополитические факторы. Ну, а что будет дальше, как говорится, покажет время.
10. Сервис
Ну, и в завершение. Я намеренно оставил этот пункт на самый конец по двум причинам. Во-первых, сервис у нас как ни крути со временем становится лучше. В советских российских гостиницах повсеместно появились места, а хамство среди продавщиц или официантов уже давно не встречается в принципе. И, во-вторых, в путешествии порой можно и пренебречь комфортными условиями проживания или «индивидуальным обслуживанием» ради, например, ярких впечатлений и посещения новых интересных мест. Да и к тому же современные российские реалии, будем откровенны, пока что таковы, что переплатить совсем не означает получить лучшее качество. А вот переплатить и остаться недовольным обидно вдвойне. Все-таки когда что-то приобретаешь за сравнительно небольшие деньги, а то и вовсе получаешь бесплатно, то и ожидания как правило не слишком высоки.
Да и потом требования к сервису в том или ином виде предъявляются прежде всего на море или в других курортных местах, где люди проводят значительную часть своего времени в отелях [и на прилегающих к ним территориях]. Когда останавливаешься в гостинице только на ночь или несколько ночей, уходишь с утра, а возвращаешься затемно, на многие недостатки просто не обращаешь внимания. Ну, а коль скоро проблемы с отечественными гостиницами и сомнительную необходимость ежегодного отдыха на море мы уже обсудили выше, чтобы не повторяться, я могу лишь порекомендовать всем расширить горизонты собственных представлений о возможностях отдыха в России. Посетив все регионы нашей необъятной страны, я могу с полной уверенностью утверждать, что возможности эти поистине безграничны, а плюсы отдыха в России многократно перевешивают минусы. О них мы обязательно поговорим совсем скоро!
Ну, и на этом о минусах внутреннего туризма в России на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Буду рад, если вы подпишитесь, и уже в ближайшее время обещаю порадовать новыми статьями о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом!