Найти тему
6,7K подписчиков

Предмет конфликта

Термин из Словаря по конфликтологии 2.0 С.М. Храмова

Предмет конфликта — это то, по поводу чего возникло противоречие у сторон.

Метафора: яблоко раздора.

Рис. 1. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d0/GoldenAppleDiscord.svg/1024px-GoldenAppleDiscord.svg.png
Рис. 1. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d0/GoldenAppleDiscord.svg/1024px-GoldenAppleDiscord.svg.png

© Подход к обнаружению предмета конфликта: Пересечение интересов сторон = предмет конфликта.

Пример. Известно, что с 1901 года по 1910 год произошла трансформация отношений Зигмунда Фрейда и его ученика Альфреда Адлера от взаимных любезностей до открытого неприятия и оскорблений.

Причина — несовпадение научных взглядов в области психоанализа. Интересы сторон — во что бы то ни стало отстоять свои теории.

Это и есть предмет конфликта.

Закономерность, связанная с предметом конфликта

Нерешенные разногласия сторон по поводу предмета конфликта ведут к вовлечению новых участников и дальнейшей эскалации.

Обобщенный пример

Двое малышей не поделили в песочнице игрушку (формочку, савок, машинку и т.п.). Эскалация идет по пути «кто сильнее, тот и прав». Вторая сторона включает защитную реакцию в виде плача и привлекает внимание родителей, которые спешат на помощь.

Примеры предмета конфликта: проживание в одной комнате, пользование одним бытовым прибором, вакантная должность, путевка, безапелляционная оценка, мнение, положения теории, несоблюдение правил и т.п.

Без выявления предмета конфликта невозможно конструктивно разрешить сам конфликт.

Пословицы, связанные с предметом конфликта

Разгорелся сыр-бор из-за сосенки.

Грызутся — как собаки за кость.

Чужую бороду драть — свою подставлять.

«Предмет конфликта — это именно то, из-за чего спорят, что становится объектом переговоров или борьбы участников взаимодействия»

Гришина Н. В. Психология конфликта. 3-е изд. СПб.: Питер, 2021. С. 203.

Пример переговоров и их позитивных результатов

«13 июня 1713 г. в Адрианополе (Эдирне) между Россией и Османской империей был заключен мирный договор, который завершил Русско-турецкую войну 1710–1713 годов. По условиям Адрианопольского мира Россия утратила возможность иметь постоянную дипломатическую миссию в османской столице. После отъезда из Стамбула в сентябре 1714 г. чрезвычайных полномочных послов П.П. Шафирова и М.Б. Шереметева в течение нескольких лет официальные контакты между двумя государствами осуществлялись через отправку представителей с дипломатическими поручениями „без характера“ (без верительной грамоты).

[...] В ... 1719 г., посланнику А.И. Дашкову удалось склонить османское правительство начать переговоры, которые привели к подписанию Константинопольского „вечного мира“ (1720), восстановившего право России на дипломатическую миссию в Стамбуле».

Базарова Т.А. Две поездки майора Иеронима Натали в Стамбул: дипломатические контакты России и Османской империи в 1715–1718 годах // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2019. Т. 24. № 1. С. 85.

Типовые ошибки, связанные с предметом конфликта

1) Неточное определение предмета конфликта.

2) Участие в противостоянии третьей стороны, не осведомленной об истинном предмете конфликта.

3) Попытка урегулировать конфликт без выявления предмета конфликта.

4) Отход обсуждений от предмета конфликта, переход на личности.

5) Пристрастный, неделовой подход к оппоненту.

6) Инфантильное поведение.

Рис. 2. https://cdn.pixabay.com/photo/2018/02/09/10/01/silhouette-3141264_1280.png
Рис. 2. https://cdn.pixabay.com/photo/2018/02/09/10/01/silhouette-3141264_1280.png

Пример попытки бессистемного решения конфликта, переход от предмета конфликта на личности

Зигмунд Фрейд в научном конфликте со своим учеником запретил своим последователям любые контакты со сторонниками Альфреда Адлера.

Адлер вместе с десятью своими сторонниками покинул Венское психоаналитическое общество Фрейда. Они образовали свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований».

В конечном итоге конфликт перешел на личности.

«Немалую роль в конфликте сыграли особенности развития психоаналитического движения, честолюбие Адлера и страхи Фрейда.

[...] Лу Андреас-Саломе, встречавшаяся с Адлером в 1912 г. (после разрыва с Фрейдом), увидела в нем склонность к незрелым, по-юношески жестким, приземленным и пристрастным суждениям. «Он удивительно любезен и разумен. Меня раздражали только две вещи: то, что он уж слишком не по-деловому, затрагивая личность Фрейда, говорил о существующих между ними несогласиях. А, кроме того, то, что он выглядел как карапуз. Словно ему так и не удалось дорасти до чего-то большего».

Турецкий М.И. Орел из пригорода (к 70-летию со дня смерти А. Адлера) // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 2. С. 128-129.

Рис. 3.
Рис. 3.

История вражды между Фрейдом и Адлером продемонстрировала то, каким образом развивается неуправляемый конфликт. Главное в этой истории — если отсутствует рациональный подход, включается инстинктивные решения. Это стойкая закономерность.

Известно, что «после разрыва в 1911 г. Адлер и Фрейд больше никогда не встречались и не переписывались».

Турецкий М.И. Орел из пригорода (к 70-летию со дня смерти А. Адлера) // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 2. С. 132.

Конфликт между ними так и не был разрешен. 28 мая 1937 года на улице в шотландском

Абердине Альфред Адлер неожиданно скончался от сердечного приступа . А через 2 года в Лондоне не стало и Зигмунда Фрейда.

Конфликт Фрейда с Адлером — пример нерационального поведения двух ученых. Была допущена явная ошибка отхода от предмета конфликта и переход на личности.

Управленческая ошибка, связанная с предметом конфликта

«Главная задача руководителя по предупреждению конфликта — прояснение предмета конфликта, его участников, механизмов, закономерностей развития, а не активное участие в нем».

Козлов С.А. Конфликт в организациях // Научный вестник МГТУ ГА № 113. Серия «История, философия, социология». 2007. С. 131.

Некоторые приемы установления предмета конфликта

1) Анализ действий сторон конфликта.

2) Опрос сторон конфликта.

3) Оценка эмоций и высказываний оппонентов.

Выводы.

1) Предмет конфликта является одним из элементов структуры конфликта.

2) Предмет конфликта может иметь как материальную, так и нематериальную природу. Это могут быть ресурсы, потребности, интересы и мировоззренческие ценности.

3) Поскольку конфликты встречаются в жизни любого человека, навык правильно определять предмет конфликта важен не только для специалистов, но и для обычных граждан.

4) Правильное определение конфликта позволяет выяснить и его причины.

5) Знание о предмете конфликта помогает выбрать правильные средства для разрешения конфликтной ситуации.

6) В конечном итоге правильное определение предмета является минимальным условием того, что конфликт может быть разрешен.

Задача на усвоение термина «предмет конфликта»

«... независимый характер Ж.Б.А. Леблона (Жан-Батист Александр Леблон — уроженец Франции, главный архитектор Санкт-Петербурга. — Прим. С.М. Храмова) привел его к конфликту с А.Д. Меншиковым, который [...] оболгал архитектора перед царем, обвинив его в сносе деревьев в одном из парков. П. (Петр I. — Прим. С.М. Храмова) в ярости ударил Ж.Б.А. Леблона тростью, а потом, когда навет выяснился, царь избил А.Д. Меншикова и извинился перед архитектором, но тот, оскорбленный и униженный, заболел и вскоре умер (27 февраля (10 марта) 1719 г. — Прим. С.М. Храмова).

[...]

Несомненен был конфликт Ж.Б.А. Леблона и с работавшими в СПб архитекторами. Это можно понять из доношения Ж.Б.А. Леблона царю, в котором он писал, что в СПб „не надо иметь столь много архитекторов. Король Французский много знатных строениев строит, однако ж имеет одного архитектора“. Нетрудно догадаться кто должен был стать в России аналогом Жюля Ардуэн-Мансара — сюринтенданта и Первого королевского архитектора».

Источник: https://spb.hse.ru/humart/history/peter/biochronic/230279822. Дата доступа: 16.05.2022.

Рис. −4.
Рис. −4.

Задание. Проанализируйте текст и выдвиньте гипотезу об истинном предмете конфликта между А.Д. Меншиковым и Ж.Б.А. Леблоном.

Вопрос. Какие недопустимые приемы разрешения конфликтов Вы обнаружили в приведенном тексте?

Дополнительный материал к задаче:

Анисимов Е. Поучительные истории: Жан Батист Александр Леблон [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://magazines.gorky.media/nz/1999/3/pouchitelnye-istorii-zhan-batist-aleksandr-leblon.html. Дата доступа: 16.05.2022.

Опубликовано в журнале Неприкосновенный запас, номер 3, 1999.

+ Ваши дополнительные возможности:

1) Видео: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / СЛОВАРЬ ТВОРЧЕСТВА VIKENT.RU: Стратегии личности

2) Вы можете #бесплатно скачать:

ВИДЕО-ЗАДАЧНИК ПРОЕКТА VIKENT.RU № 01

Термин из Словаря по конфликтологии 2.0 С.М. Храмова Предмет конфликта — это то, по поводу чего возникло противоречие у сторон. Метафора: яблоко раздора.-5

#Конфликтология #ПредметКонфликта #РазрешениеКонфликта