Найти тему

Крутой скейт для новичка - плохо. Почему?

Оглавление

Многим хочется иметь самое лучшее: самый мощный байк, самый проходимый внедорожник, или самый крутой скейт. Нередко за этим прячется желание быть быстрее, выше сильнее - в самом широком смысле этой фразы. Но крутая техника требует соответствующего подхода, без которого она может не только не давать обещанного преимущества, но и вовсе убить своего владельца! Тему продолжает Алексей Рекс

Крутой скейт - плохо

Начну, как водилось встарь, с присказки: общался тут с одним мотокаскадёром. Фигурное вождение и прочие трюки. Но было и иное время. Когда в молодости он едва получил свои первые права на мотоцикл, мама, души не чаявшая в родной кровиночке, на все накопления подарила сыночку спортбайк с литровым движком. Да-да, почти как у автомобиля двигатель, только на лёгком мотоцикле. Это чуть даёшь газ, вот самую малость - а скорость уже 80. Однажды меня на таком прокатили. Не быстро. И велели очень крепко держаться - и доложу я вам, ощущения при старте, что мотоцикл из-под тебя уже уехал, а ты за ним как флаг по ветру. И герой рассказа не прокатался и дня. Сложился что называется. В больницах провалялся год, и это ещё повезло несказанно, мог бы и убиться. И несколько лет он после этого мотоцикл как огня боялся. Потом познакомился с опытными каскадёрами, рассказал им свою историю, и они ему дружно:

— Ну куда тебе, дураку, сразу спортбайк, когда ты ещё даже ездить-то не умеешь?

Так вот: скейт конечно не мотоцикл, скорости поменьше - но крутой скейт это самый опасный выбор для новичка. Покалечиться, знаете ли, недолго. И про такую круть крутую сейчас и поговорим.

Собственно вот он на фото - невероятно крутой настоящий австралийский Penny крузер с передней подвеской от серфборда.

Тут сразу прошу прощения за:

  1. я знаю, что слово cruiser переводится как крейсер - но если я напишу "скейт-крейсер" меня вообще кто-то поймёт о чём речь? Смеяться поди начнут про "Варяг" и "Аврору". Потому пишу эту убогую кальку с английского
  2. серфборд - это длиннющая в человеческий рост роликовая доска, некогда придуманная для тренировок сёрферов на суше (на самом деле чисто для пижонства). У нас такое не встречается (и хорошо!) а вот в какой-нибудь Калифорнии...

Естественно этим громадным серфбордам поворотливости не хватало, и для них придумали хитрую переднюю подвеску. Передняя же - она как раз основная рулевая на серфборде получается.

А перед нами круизер нормальных размеров, даже ещё не лонгборд, но с такой вот передней подвеской. Типа для манёвренности.

И манёвренность, доложу я вам, в наличии - вот только конкретно этот экземпляр, на котором мне довелось прокатиться, обкатан был с грубейшими ошибками, отчего стал не столько манёвренным, сколько опасно выскальзывающим из-под ног скейтера.

И если Вы подумаете, мол это я кататься на умею, так другой товарищ, катающийся более профессионально, едва попытался встать на эту доску, сразу почуял неладное. Ну не должна доска вести себя так. Проехал в итоге буквально несколько метров, и вынес вердикт:

— Да на него вставать страшно. Скейт убит.

Но в чём же дело? Ведь на вид внешне скейт в приличном состоянии, вон посмотрите, на деталях подвески даже краска не поцарапана, сами эти детали из стали в палец толщиной, короче хоть плясать можно ни фига им не сделается, и, уверяю, накат у скейта замечательный - я настолько безупречно идеального наката ещё не встречал. Что ж не так то?

Преимущества

Начнём именно с хорошего. Да что там уж скромничать - с замечательного. Это настоящий Penny из Австралии и уж какой у него волшебный накат...

-2

Допустим, Вы купили свой первый скейт в каком-нибудь большом спортивном магазине вроде Декатлона. Бюджетный вариант, разумеется. Это нормально для начала. Нет смысла вкладываться, если может Вам увлечение это вообще не зайдёт. Надо просто попробовать, желательно за умеренную цену, чтоб потом, если не зайдёт, то было не жалко просто подарить кому-нибудь ставшую ненужной игрушку.

Вот Вы встаёте на это творение Декатлона, отталкиваетесь... сколько проехали? Я не говорю про скейт только что из магазина, там бывает так колёса накрепко закручены, что подшипники не желают крутиться вовсе (а в магазине Вас будут уверять, что типа так и надо, типа потом раскатаются... ага, верьте таким обещаниям больше - и может повезёт, а может и нет, а деньги выкинуты). Берём уже раскатанный скейт, проверенный и исправный, где всё что надо уже отрегулировано и настроено под Ваш вес. Отталкиваемся - и если проехали после несильного толчка 2 или 3 а может и все 4 метра - ну что, кататься можно. Для дешёвого скейта вполне норм, а коли хочешь поехать быстрее оттолкнись несколько раз, вот скорость и наберёшь.

И только на этом крузере от Penny я после легчайшего толчка проехал не вдвое и не втрое больше - а метров 20 с лишним прокатился.

Чуете разницу: 3 или ну может даже аж 4 метра - и 20 с гаком (а то и все 30) с одного толчка?

С лёгкого толчка, прошу заметить. Ибо сильно оттолкнуться я и не мог. Но почему?

Особенности конструкции

Мощная стальная подвеска - стальные детали сантиметровой толщины, их хрен убьёшь, на автомобильный домкрат железо тоньше идёт. Дека литая из пластика, на который не поскупились. Не сломается. И практично - можно смело проехать по луже, пластиковую деку потом не поведёт при сушке. Но - скейт вышел ощутимо тяжёлым. При том это ещё не логнборд, а всего лишь крузер. Да лонгборды легче бывают. То есть тут сочетание габаритов и веса будет неожиданно непривычным, возможно даже обманчивым. Нужно специально привыкать.

Дека широкая, что хорошо для человека с большими ногами. Ну как большими? Фут и есть нормальная длина ноги взрослого мужика.

Только ведь стандартная дека неспроста в полтора раза уже. Чтоб оттолкнуться на стандартной деке нужно отнести толчковую ногу в сторону на:

10 см ширина от центра деки + 5 см чтоб ногой об деку не биться = 15 см

То есть ноги расставляем не шире ширины плеч. Это нам от природы, по самой анатомии нашей, вполне привычно, мы так расставлять ноги привыкли, и положение в момент толчка будет достаточно устойчивое.

А что при широкой деке?

А то, что толчковую ногу приходится отставлять заметно дальше в сторону. И тут уже и неудобство начинаешь чувствовать, и толчок идёт уже не прямо а как бы вбок. То есть сразу, с самых первых мгновений поездки мы в состоянии очень неустойчивого бокового равновесия. Или даже крена. И нам его нужно срочно как-то выправлять. С непривычки конкретно к таком снаряду... Скажу просто, если на горизонте появлялись прохожие, я терпеливо ждал, пока они пройдут подальше, чтоб ненароком не наехать на людей.

В общем стартовать на таком - это отдельно надо переучиваться. И это я не в упрёк говорю - это просто факт. Снаряд для профессионала однозначно. Да и, честно говоря, далеко не для всякого профессионала подойдёт. Например, пытаться сделать какой-нибудь трюк с прыжком на таком - это чистое самоубийство, ибо и супер-отзывчив на любые колебания, да ещё сама дека...

Дека этого снаряда имеет странный прогиб. Вот к примеру, разрез типичной деки трюкового скейта - она как корыто. Это и ради прочности (поперечный прогиб придаёт жёсткость к продольному излому), да и ногу в такое "корыто" ставить легко - нога сама оказывается примерно по центру, даже думать не надо.

-3

Но тут всё хитрее. Уж не знаю из каких соображений австралийцы сделали так (может быть ради прочности? не уверен), только при типичной корытообразной форме - строго по центру вдруг сделан горб. И нога на нём будет стоять более-менее только в обуви с тонкой и гибкой подошвой. Ну а если у Вас плоскостопие... Если подошва жёсткая и/или Ваша стопа не способна принять странно изогнутую форму деки - то этот окаянный горб так и норовит сыграть вбок.

И это ему вполне удаётся - благодаря подвеске.

Отзывчивая подвеска

На обычном скейте что передняя, что задняя подвески одинаковые. Но тут совсем иное:

-4

Разглядите переднюю подвеску хорошенько. В ней два шарнира. Один традиционный, но он установлен не на самой деке, а на поворотной раме. И рама эта готова крутиться едва ли не силой мысли.

Допустим, Вы привыкли к обычному скейту. Или даже ещё и специально зажали подвеску для трюков. И можно уверенно на такой с небольшого разбега запрыгнуть и покатиться прямо.

Здесь - даже не пытайтесь, заклинаю Вас! Убьётесь на фиг!

Потому что вот эта поворотная рама так и норовит вывернуться из-под ног. Чему очень способствует горб на деке, на который вспрыгнуть ровно не получится ну никак. И в момент соприкосновения Вашей стопы с ним, горб сыграет в сторону, а доска выскользнет из-под Ваших ног.

Да мы не собираемся прыгать или трюкачить. Мы чисто покататься...

И ведь кататься можно, вон какой прекрасный накат. Можно... было бы, кабы этот конкретный экземпляр был правильно обкатан. Но увы, это оказалось не так.

Неправильная обкатка

Все слышали про то, как важно правильно обкатать автомобиль или мотоцикл - но почему никто не задумывается, что вот такой сложный и высокопрофессиональный скейт тоже нужно обкатывать, причём очень и очень грамотно?

Вся проблема в этой поворотной раме. Она, по сути, длинный рычаг. И оттого поворачивается очень охотно. А что значит - поворачивается охотно?

При повороте этой рамы передняя точка опоры выезжает из-под центра приложения давления стопы скейтера. Это вызывает увеличенный крен - а он, в свою очередь, провоцирует дальнейший проворот рамы. И так пока рама не упрётся в ограничитель.

В нормальных обстоятельствах такого быть не должно. Бушинг, то есть резиновая втулка-амортизатор, сопротивляется провороту рамы тем сильнее, чем больше угол её отклонения от центральной оси.

Но что если этот амортизатор раздолбан и уже ни фига не сопротивляется?

Вот именно так и оказалось на этом экземпляре. Рама охотно, почти без сопротивления, начинает проворачиваться. Да она откровенно люфтит около среднего положения. А уж когда начинается крен, то под весом ездока рама провернётся до конца. Она же длинный рычаг!

А должно работать иначе. Поворот должен начинаться как и на обычном скейте за счёт крена традиционной части подвески. И вот когда этого крена не хватает - только тогда должна вступать поворотная рама, добавляя свою поворотистость.

Тут же всё работало строго наоборот. Традиционный узел подвески будто вообще не обкатан, тогда как рама слегка болтается.

Как это произошло?

Как мне поведали, предыдущий владелец заказал этот скейт новым. Но не занимался его регулировкой под свой вес, полагая что на заводе всё уже и так настроено как надо.

Нет и ещё раз нет! На заводе не знают Ваш вес! Извольте сами покупку отрегулировать. Если знаете как, разумеется. А уж как отрегулировать такую в высшей степени профессиональную вещь - это ещё толкового мастера поискать нужно.

Нужно было на передней подвеске максимально ослабить традиционный узел качания, тогда как узел поворота рамы возможно даже слегка подтянуть, закрепостить, чтоб он двигался как можно менее охотно. И только при таких настройках подвеска обкатывалась бы правильно.

Здесь же всё было сделано строго наоборот, ну и результат печальный - классный скейт нуждается в ремонте. Казалось бы да что там заменить резинку... Бушинг однако нужен родной - что нынче в условиях идиотских санкций заказать из Австралии... И даже когда его привезут, то потом кто-то должен будет заново обкатывать скейт, тщательно проверяя после каждой поездки.

В общем теперь этот шикарный скейт ожидает своего ремонта. Вот каков итог неправильной обкатки.

Мораль сей басни

Даже две морали:

  1. Скейт может показаться забавной игрушкой - но если эта игрушка вот такого профессионального уровня, то и отношение к ней должно быть очень серьёзное и вдумчивое.
  2. Если Вы новичок - не хватайтесь сразу за самую крутую игрушку! Ну вот Вы же, надумав подкачать мышцы, не дёргаете сразу штангу чемпиона мира, верно? Так и тут, возьмите для начала спортивный снаряд попроще чисто чтоб научиться на него правильно вставать, отталкиваться и немножко ехать. Освоили азы - только тогда берёте что-то посерьёзнее. А то ведь серьёзная вещь - она ошибок может не простить. Потому осваивайте постепенно, от простого к сложному.

Задумаете приобрести, в наличии всегда большой ассортимент скейтов, самокатов, сноубордов и так далее - обращайтесь.

Москва:
1) метро "Беломорская", улица Смольная 63Б, ТЦ "Экстрим" - на первом же этаже павильон А17 (там старший продавец)
2) метро "Фрунзенская", Комсомольский проспект 24 с 1, ТЦ "К24" - магазин самокатов и скейтов
3) так же доставляем по всей стране почтой или логистическими компаниями

Всегда рады помочь!


Алексей «Рекс»
SteamAge.ru

#Алексей рекс #скейт #активный отдых #Penny