В одном из залов историко-технического музея «Дом Черепановых» можно встретить необычный для Тагила экспонат - модель трёхмачтового корабля – советской научно-исследовательской шхуны «Заря».
В музей она попала неслучайно. В 2000 году её изготовил воспитанник Станции Юных техников Андрей Филатов - первый лауреат городской премии им. Аммоса Черепанова, которая вручается в музее ежегодно за успехи в детском техническом творчестве. Модель шхуны «Заря» так и осталась в «Доме Черепановых», как память о первом лауреате.
Что же это за корабль, на основе которого была создана победоносная модель?
«Заря» вошла в историю отечественной и мировой науки, как единственное в мире научно-исследовательское немагнитное судно. Шхуна была построена в Финляндии в 1952 г. по спец. заказу Академии наук СССР. Трёхмачтовая парусно-моторная шхуна предназначалась для изучения магнитного поля Земли, с целью улучшения условий работы навигационных приборов, зависимых тогда от стрелки компаса, которая в то время могла иметь погрешности.
Для тщательных научных изысканий магнитных полей и полюсов Земли требовалось, чтобы на исследовательском судне было как можно меньше магнитных частей и деталей. Шхуна «Заря» была построена из немагнитных материалов: деревянный корпус, латунная обшивка и другие детали, бронзовые цепи. Элементы судна, влияющие на регистрацию магнитного поля – электромоторы, электрогенераторы, дизельные установки, и др. – были расположены в кормовой части, подальше от измерительных приборов.
В свою первую длительную и весьма плодотворную научную экспедицию «Заря» вышла в августе 1957 года из Ленинграда. До этого момента шхуну тщательно испытывали, готовили к плаванию, проверяли мореходные качества в Балтийском море, экранировали, уменьшая на ней влияние металлических частей и т.д.
«Заря» за время экспедиции прошла тысячи километров по Атлантике, Индийскому и Тихому океанам. В результате проведённых работ, учёными были выявлены ранее неизвестные магнитные аномалии, полученные из исследований на воде, на суше и на больших высотах в воздухе. Они позволили проверить и уточнить представления человечества о структуре магнитного поля Земли в целом, а также о его распределении и происхождении. Результаты, полученные в ходе экспедиций на шхуне «Заря» стали достижениями мирового масштаба. В течение последующих сорока лет шхуна «Заря» бороздила моря и океаны нашей планеты, добывая новые и малоизвестные сведения о загадках земного магнетизма.
Мировая наука по достоинству оценила заслуги экипажа и научных сотрудников шхуны, назвав в 1976 году в честь неё утёс на планете Меркурий - Zarya Rupes.
В 1985 году знаменитое судно даже снялось в популярном художественном фильме режиссера Станислава Говорухина «В поисках капитана Гранта» (по мотивам произведений Жюля Верна). Роль корабля «Дункана» в фильме исполнила шхуна «Заря», на которой для съёмок была установлена бутафорская пароходная труба.
По значимости своих научных исследований и количеству лет, отданных изучению нашей планеты, шхуну «Заря» смело можно поставить в один ряд с такими легендарными кораблями, как «Бигль», «Каллипсо», «Фрам», «Витязь», плавания которых расширили знания человечества об окружающем мире, сделали открытия, перевернувшие представления о жизни на Земле.
К сожалению, шхуна «Заря» не дожила до наших дней. В безденежные 1990-е годы, когда разразился тяжёлый экономический кризис в нашей стране, легендарная шхуна, отстранённая от своих научных изысканий, до которых тогда никому не было дела, некоторое время стояла в одной из гаваней Санкт-Петербурга, после чего была продана и утилизирована на цветной лом.
Так закончилась одна из интереснейших страниц отечественной науки. Нам остаётся достойно сохранить память о наших великих достижениях, чтобы последующие поколения могли знать о них и гордиться своей страной.
Евгений Михайлович Ставцев,
зав. Историко-техническим музеем
«Дом Черепановых»