29 мая – День военного автомобилиста
Армейские автомобили Вооружённых Сил России, обладая высокой надёжностью и хорошими боевыми характеристиками, известны во всём мире. Машины созданы с расчётом защиты личного состава, а их водители обладают отличной выучкой и высокой психологической устойчивостью. Военные водители готовы выполнять перевозки по любым маршрутам и своевременно доставлять грузы разного профиля.
Решая необычные транспортные задачи
На вооружении этого подразделения состоят седельные тягачи с полуприцепом, способные оперативно и скрытно перевозить технику весом от двух до шестидесяти тонн, т.е. доставлять туда, где противник не ожидает появления боевых машин. Ротой, которой в этом году исполнилось 23 года, командует капитан Анатолий Смирнов. Офицер окончил Рязанский военный автомобильный институт имени генерала армии В.П. Дубынина в 2008 году. Он хорошо освоил все марки автомобилей. Личный состав систематически занимается боевой учёбой и при этом выполняет практические задачи по перевозке техники разного назначения, крупногабаритных грузов.
В этом году на протяжении четырёх месяцев рота выполняла задачи по перевозке боевой техники из состава механизированной колонны для обеспечения парада 9 мая на Дворцовой площади Санкт- Петербурга. В автомобильной роте капитана Смирнова надёжные КамАЗы и БАЗы, поэтому есть возможность гарантированно эксплуатировать их на больших расстояниях от воинской части. Машины оборудованы современными механизмами, прошедшими всесторонние испытания, даже в условиях пустыни Сахара. Есть круиз-контроль, автоматическая коробка передач, поэтому водитель не так устаёт на длительных маршах.
Как правило, в роту прибывают водители, прошедшие обучение в школах ДОСААФ, и имеющие водительские категории «В» и «С». А затем автомобилисты проходят дальнейшую трёхмесячную подготовку в учебных центрах, после чего получают категорию «Е». Кто не проходит испытания с первого раза, через месяц сдаёт экзамены повторно. А вот третьего раза уже не бывает, солдата переводят в другую часть.
Перед выполнением очередного рейса водители тщательно изучают по схеме маршрут движения. Времени достаточно, так как от получения задачи на перевозку техники до её выполнения проходит около двух недель. В этот период идёт процесс согласования с соответствующими организациями по маршруту движения, особенно по мостовым переходам и железнодорожным переездам. Тяжеловозу никогда не спланируют маршрут в какую-то улочку, откуда его невозможно будет эвакуировать, например, при отказе двигателя. Так что подготовка личного состава и техники проходит без спешки.
Во время обучения военнослужащие осваивают устройство машины, отрабатывая практические задачи по техническому обслуживанию, разбираются со схемой электроснабжения. Затем выполняют нормативы по технической подготовке. Они понимают, что может произойти, если их тяжеловоз с грузом застрянет на узкой дороге. Ведь общий вес автопоезда может достигать девяноста тонн, его ничем с места не сдвинешь. Понятно, что техническое состояние машины должно соответствовать требованиям.
Главное – готовность и надёжность
В полевом парке боевых машин готовят несколько КамАЗов с полуприцепами к рейсу. Пока идёт заключительный технический осмотр и оформление документов у дежурного по парку, капитан Анатолий Смирнов замечает:
– Главное для нас – это постоянная готовность и надёжность техники. Думаю, что требования к подготовке наших машин не уступают по важности обслуживанию самолёта. Конечно, для гарантированного выполнения задач, каждому водителю необходимы высокая ответственность, безупречная дисциплина, а всему коллективу крепкая сплочённость. Успех зависит от совместных дружных усилий.
Герои наших дней
Сегодня военные автомобилисты ВС России выполняют свои задачи в сложной обстановке. Если ранее они работали на достаточно хорошо изученных путях ближнего подвоза от складов к воинским частям и полигонам, то теперь осваиваются новые маршруты, выполняются задачи, связанные с большим плечом подвоза, извилистыми и труднопроходимыми дорогами. Конечно, мастерство водителей шлифуется на полевых дорогах, не обозначенных на картах, в обстановке, требующей хороших навыков ориентирования. А кроме этого, необходимо обладать другими навыками. В первую очередь, умением защитить себя и грузы.
В нынешних условиях вырастает особое созвездие военных автомобилистов – мастеров своей профессии. За выполнение боевых и специальных задач многие водители Вооружённых Сил России награждены орденами и медалями. Среди них – старший сержант Владимир Ватрусенко, который под огнём противника вывел из-под обстрела автомобиль с боеприпасами и оказал первую помощь раненым товарищам.
Сержант Евгений Комаров во время совершения марша, несмотря на множественные осколочные ранения, доставил загруженный боеприпасами автомобиль к наступающему подразделению. Машина водителя старшего матроса Максима Леухина при перевозке боеприпасов подверглась миномётному обстрелу. Максим, умело маневрируя, вывел автомобиль из-под обстрела. Матрос Сергей Мошков после возгорания своей машины с боеприпасами, вывел горящий автомобиль из колонны в безопасное место и предотвратил тяжёлые последствия большого взрыва.
Примеру героев следуют передовые водители Западного военного округа рядовые Илья Королёв, Владислав Корда, Илья Ваганов и сотни других мастеров.
Перспективы колёсной техники
В 2021 году были проведены испытания сорока образцов военной автомобильной техники. В течение 2022 года автопарк специальной техники Российской армии пополнят новые образцы техники. Идёт переоснащение автомобилей тактического звена с повышенной грузоподъёмностью.
В настоящее время 26 стран мира имеют на вооружении или в разработке 120 типов бронированных автомобилей.
На вооружении армии
Со времени формирования в 1910 году в Санкт-Петербурге первой учебной военной автомобильной роты прошло 122 года. Многие поколения военных водителей преодолели тысячи километров мирных и фронтовых дорог. Первый советский автомобиль АМО-Ф-15 был произведён заводом АМО в 1924 году. А в настоящее время общий парк военной автомобильной техники в Вооружённых Силах РФ составляет около полумиллиона единиц, десятков марок и модификаций разного предназначения.
При этом в войска постоянно поставляются новые машины, и около половины автомобильной техники ЗВО имеют возраст не старше трёх лет.
Владимир ЧЕРНОВ
Фото автора и mil.ru
Ленинградская обл.