Есть государства, главное предназначение которых заключается в и х падении. Таким государством была, например, Византийская империя, еще при жизни ставшая лишь памятником, символом давно начавшихся, но так и не желающих проходить до конца времен.
Но всякое гнилое дерево рано или поздно валится.
29 мая 1453 года завалилась и Византия – войска турок под предводительством султана Мехмета II после двух месяцев осады взяли Константинополь. И, по описаниям свидетелей – «над дымом пожарищ вместо какофонии варварских колоколов раздался радующий слух голос муэдзина»
Сказать, что Европа сильно расстроилась – нет. Было бы из-за чего. Периферийная держава, да еще и исповедующая какое-то своё, переиначенное христианство – туда ей и дорога.
Европа не расстроилась – она испугалась. Ей был преподан суровый урок – на месте Константинополя завтра может оказаться любой европейский город. Запад теперь ничем не превосходит Восток. А уступает ему в жесткости политического устройства и множественности фанатичных бойцов. Требовалось срочно найти спасение, тем более что Восток подгонял – занял Балканы, всыпал Венеции и всерьёз просунулся до Италии.
И, что удивительно, в условиях жесткого «цейтнота» Европа нашла верное решение: им оказался гуманизм.
Нет, не в смысле жалеть хромых и убогих, а в смысле осознание того, что мощь и светлое будущее любой системы зависит от человека - его качеств, степени развития, энергии и наличия возможностей себя реализовать.
«Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным создан ты, человек! Ибо ты сам должен, согласно твоей воле и твоей чести, быть своим собственным художником и зодчим и создать себя из свойственного тебе материала. Ты свободен спуститься на самую низкую ступень животности. Но ты можешь и подняться к высшим сферам божественного. Ты можешь быть тем, чем хочешь».
Началось Возрождение. Возник Новый Человек , тот, кого позднее назовут европейцем, и кто на века определит первенство европейской цивилизации во всем мире.