Ну вот, и продолжение подоспело… Теперь разве, что шепот за 25-м кадром, мантрически повторяющий заклинание «православие, самодержавие, народность» звучит как трубы Иерихона. И, если персонаж Мамонова из фильма «Остров», пренебрегая «духовной» субординацией и историческим контекстом, творил убедительные чудеса направо и налево, то в фильме «Царь» со всей режущей глаза ясностью наружу выпирает чувство долга, причем не перед собой, но перед народом, да так, что сам Иван Грозный на коленях ползет за игуменом Филиппом, возвращенным с Соловков, ради митрополичьего сана. Закончив с экзистенциальными мотивами, режиссер перешел на новый уровень, рассматривая проблемы соотношения власти светской и духовной. «Своевременно ли?», - встает резонный вопрос. Да, бросьте! В свете современной теле-болтовни пузатых чиновников о необходимости модернизации страны, - более чем. Эволюция тоже ведь требует жертв: по Зимнему стрелять не будем, но… Вот тут-то Лунгин и грозит с экрана пальцем – будете как Иван