Найти в Дзене
Зачем я там была?

Многообразие "Ликов модерна" на выставке в Третьяковской галерее: делюсь впечатлениями о посещении

Те мои читатели, кто давно на меня подписан, знают, насколько я очарована стилем модерн. Поэтому пропустить выставку «Лики модерна», которая проходит в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, я никак не могла.

Кураторы поставили перед собой интересную задачу показать разные проявления модерна в искусстве – живописи, скульптуре, плакате и графике.

Выставка "Лики модерна"
Выставка "Лики модерна"

Однако множество «ликов модерна» - это не только различные формы искусства. Представленные работы отражают и более глубинные грани этого стиля – от декоративности, мира грез и фантазий до символической образности.

"Женский силуэт" Ф. Боткин
"Женский силуэт" Ф. Боткин
"Ночь" В. Денисов
"Ночь" В. Денисов
На выставки представлены художественные произведения Л. Бакста, И. Бродского, Н. Андреева, А. Голубкиной, Ф. Боткина, С. Коненкова, А. Головина, К. Богаевского, Е. Лансере и др.
Льва Кекушева все мы знаем как выдающегося архитектора. На выставке же представлен рекламный плакат его авторства.
Льва Кекушева все мы знаем как выдающегося архитектора. На выставке же представлен рекламный плакат его авторства.

Выставка занимает три зала. Первый отдан под рекламные плакаты и афишы.

Плакат –уникальное явление в истории искусства. В отличие от живописи, предназначенной для узкой аудитории и демонстрируемой в закрытых помещениях, афиши и плакаты – продукт, который носит массовый характер. Он демонстрируется широкой публике и должен отражать ее вкусы, чаяния и желания. И конечно, же привлекать внимание.

Рене Пеан "Плакат международной автомобильной выставки в Москве, 1908 г.";  Георгий Якулов "Афиша кафе Pitoresque, 1917 г.";  Евгений Бауер "Афиша гастролей Анастасии Вяльцевой. 1900-е"
Рене Пеан "Плакат международной автомобильной выставки в Москве, 1908 г."; Георгий Якулов "Афиша кафе Pitoresque, 1917 г."; Евгений Бауер "Афиша гастролей Анастасии Вяльцевой. 1900-е"
«Плакат – неотъемлемая и важная часть визуальной культуры эпохи модерна, а эстетические принципы стиля модерн обрели в этом виде графического искусства самое концентрированное и очевидное выражение. Призванный привлекать внимание зрителя, плакат требовал формирования особого пластического языка и оказался «утрирующим зеркалом» стилевых тенденций искусства начала 20 века. Наиболее созвучным по своим целям и возможностям плакат оказался именно стилю модерн, с его стремлением к синтезу искусств и повышенной декоративностью линий» - пишут кураторы выставки
Рекламные плакаты подписки на журнал "Нива" за 1903 г.(Елена Самокиш-Судковская), 1907 г.(Елена Самокиш-Судковская) и 1913 г. (Василий Сварог)
Рекламные плакаты подписки на журнал "Нива" за 1903 г.(Елена Самокиш-Судковская), 1907 г.(Елена Самокиш-Судковская) и 1913 г. (Василий Сварог)

На выставке можно увидеть плакаты, созданные как неизвестными авторами, так и знаменитыми художниками, например, Л. Бакстом, Е. Лансере, С. Судейкиным, Е. Самокиш-Судковской.

Л. Бакст "Афиша спектакля "Мученичество Св. Себастьяна"
Л. Бакст "Афиша спектакля "Мученичество Св. Себастьяна"

Зал с плакатами невероятно интересен тем, что позволяет погрузиться в декадентскую эпоху, почувствовать ее «вайб», наглядно увидеть интересы, которыми жило русское общество на грани предстоящих судьбоносных изменений.

Павел Ассатуров "Афиша бала-маскарада "Монстр" в залах Санкт-Петербургского Благородного собрания. 1901"
Павел Ассатуров "Афиша бала-маскарада "Монстр" в залах Санкт-Петербургского Благородного собрания. 1901"

Во втором зале представлена живопись и несколько скульптур. Здесь также можно встретить работы как известных авторов, так и открыть для себя новые имена.

А. Головин "Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Олоферна. 1908"
А. Головин "Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Олоферна. 1908"

Если говорить про работы, которые на меня произвели наибольшее впечатление, перед которыми я простояла дольше всего, то стоит отметить "Портрет А.Н. Бурышкиной" Николая Ульянова, "Портрет Андрея Белого" Анны Голубкиной и "Грех" Василия Денисова.

Н. Ульянов "Портрет А.Н. Бурышкиной"
Н. Ульянов "Портрет А.Н. Бурышкиной"

Николай Ульянов - новое для меня имя. Сложно сказать, что так задело меня в этом портрете. Возможно, это результат действия пластического языка художника -гибкие линии, очерченный силуэт, красочное пятно платья. Возможно, то, что художник сумел в этом портрете выразить атмосферу Серебряного века. Угловатая женская фигура, вычурность ее позы, томность и хрупкость - для меня само воплощение той эпохи.

"Портрет А. Белого" А. Голубкина
"Портрет А. Белого" А. Голубкина

Анна Голубкина - один из любимых моих скульпторов. "Портрет Андрея Белого", представленный на выставке", обладает поистине гипнотическим действием. Скульптура будто сгусток энергии, а взгляд, кажется, способен проникнуть в твою самую сердцевину.

В. Денисов "Грех"
В. Денисов "Грех"

"Грех" Василия Денисова одновременно и орнаментален, декоративен и глубоко символичен. Денисов изображает грех в образе чудовища, змея-искусителя с практически человеческим лицом, который то ли укрывает, то ли погребает под собой Адама и Еву.

В целом этот художник стал для меня подлинным открытием. И большое спасибо кураторам выставки, что именно его графике они посвятили третий зал.

Краткая справка: Василий Денисов учился в Варшавском музыкальном институте, служил в качестве музыканта в Литовском полку российской армии. Начал свои занятия живописью в возрасте тридцати трех лет в Москве. Его наставниками стали К.А. Коровин и В.А. Серов. Во второй половине 1890-х - начале 1900-х получил должность художника в Императорской итальянской опере и оперном театре С.И. Зимина. В 1903 году по приглашению С. Дягилева участвовал в выставке журнала "Мир искусства". Во время Гражданской войны переехал в Загорск Московской области, где умер в нищете от голода в 1922 г"
В. Денисов "Памяти Врубеля"
В. Денисов "Памяти Врубеля"

Подводя краткий итог, выставка очень достойная. Если вам близок стиль модерн, уверена, вы получите много положительных эмоций от ее посещения.

Выставка "Лики модерна" будет идти до 14 августа 2022 г. Стоимость полного билета - 400 руб.

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал "Зачем я там была?". Ваша поддержка для меня очень важна!

#москва #выставка #музей #куда пойти в москве #искусство