Найти тему

Портрет маркизы де Монтеспан и ее неожиданное происхождение.

Маркиза де Монтеспан
Маркиза де Монтеспан

Людовик 14 был человеком серьезным, но несмотря на это вошел в историю как один из самых любвеобильных королей Франции:

По крайней мере от двух любовниц у него были признанные дети, которые даже, при определенных обстоятельствах, имели бы право на престол. И одной женщиной, детей от которой король признал, была наша героиня - маркиза де Монтеспан:

Когда речь заходит о королевской любовнице, где - то внутри, в подсознании, всплывает образ такой, сравнительно с королем, бедной провинциальной дворяночки, чуть ли не сиротинушки, которая случайно попалась на глаза монарху, и ее, можно сказать, осчастливили.

Однако бедные провинциальные дворяночки как правило в принципе не попадались на глаза королю. Все, что вертелось вокруг двора редко имело простое происхождение.

В связи с этим, предлагаю вам взглянуть под иным углом на одну из самых известных любовниц Людовика - маркизу де Монтеспан.

Франсуаза-Атенаис стала маркизой де Монтеспан в замужестве. А сама по себе, от рождения, она принадлежала к двум старейшим и знатнейшим аристократическим родам Франции.

Ее матерью была Диана де Грансень (1610-1666 гг.) происходившая из знатных родов маркизов де Грансень и Марсильяк. Она была фрейлиной Анны Австрийской. Отличалась очень большой набожностью и в этом же русле, вдали от двора с его соблазнами, в сельской местности, растила своих детей. Которые, кстати, все тоже были людьми глубоко верующими.

Ее супругом, отцом Франсуазы, был очень непростой во всех смыслах человек - Габриэль де Рошешуар, герцог Мортемар (1600 – 1675 гг.)

Габриэль де Рошешуар
Габриэль де Рошешуар

Он вообще был другом детства Людовика XIII. А еще, ему доверяли больше чем себе, и кардинал Ришелье, и Анна Австрийская. Это был самый ближний королевский круг. Габриэль занимал должность губернатора Парижа и имел огромный список знаков королевской признательности в виде разных званий и наград.

Он принадлежал к одному из самых знатных и древних, берущих начало еще в каролингских временах родов страны - Рошешуар.

Если смотреть на его предков по прямой мужской линии вообще - то в начале 8 века они уже были знатными и властительными людьми, графами Тулузы. Но вот именно предком дома Рошешуар являлся второй сын графа Тулузского виконт Фуше де Лимож, живший в 9 веке. Его потомки - дома Лимож, Рошешуар (появляются в 10 веке), Мортемар и Броссе правили в последующие века соответствующими регионами. Это были сильные, и долгое время независимые правители, которые чеканили свои монеты и обладали существенными экономическими и военными силами. Их происхождение по древности и знатности лишь немногим уступало королевскому.

Члены рода Рошешуар активно участвовали во всех политических и военных событиях, в том числе и в Крестовых походах. С определенного времени они верно служили королям Франции, и уже с 15 века представители этого рода находились в непосредственной близости к королям, и достигли наивысших возможных высот в феодальной иерархии страны.

То есть это были не выскочки, у которых все стояло на кону, после того, как на Франсуазу ласково глянул король - это были люди, которые поколениями последовательно служили трону, и поэтому в том, что отец нашей героини вырос вместе с королем - отцом ее любовника, ничего странного нет. Так же, становится понятно, и почему Людовик 14 признал ее детей - они по знатности происхождения со стороны матери ничем не уступали самому королю.

Представители рода и в 18 веке занимали подобающее высокое место при королевском дворе - и совершенно не благодаря тому, что Франсуаза была любовницей короля. И до нее, и после нее, существовало такое положение вещей, и с ее деятельностью оно вообще никак связано не было. Помимо отца Франсуазы при дворе служили близко к престолу еще и другие представители этого рода (в то же самое время, имеется ввиду).

У родителей Франсуазы кроме нее были другие дети, которые сами по себе устраивали свои жизни - без связи, повторяю, с ее положением. При тех позициях, которые уже имел их род, любовь короля к одной из его представительниц была лишь эпизодом общеродовой истории - не более того.

Старшая сестра Франсуазы, намного красивее ее - Габриэль де Рошешуар, в замужестве маркиза Тианж (1633 - 1693 гг.) была хорошим другом и Людовика 14, и, особенно, его младшего брата - они реально были просто друзьями - тот имел гомосексуальные наклонности. Это было и до возвышения Франсуазы, и продолжилось после ее изгнания. И, повторяю, красотой она славилась намного больше сестры.

Габриэль, старшая сестра.
Габриэль, старшая сестра.

Брат, Луи Виктор де Рошешуар (1636 - 1688 гг.) был, и это уже не удивительно, другом детства Людовика 14. Королевским наследникам подбирали подобающую компанию - ну не расти же ребенку без ровесников? Так что брали достойных и самодостаточных, чтобы потом не ждали плюшек от монарха.

Луи Виктор, брат
Луи Виктор, брат

Луи Виктор сделал отличную и вполне заслуженную военную карьеру, потом стал придворным. Это было уже после отставки его сестры, но на их отношения с королем вообще никак не повлияло. В общем-то Рошешуарам вся эта возня в королевской спальне не особо и нужна была. Ну, разве что она потешила личные амбиции Франсуазы.

Еще одна сестра, Мария Кристина рано ушла в монастырь и вообще нигде не засветилась. Знаем, просто, что она была. Портрета ее тоже нет.

А вот самой красивой из сестер была Мария Мадлен (1645 - 1704 гг.). Она была умная. Ее очень интересовали интеллектуальные занятия. Мадлен знала несколько языков, очень много читала, и семья, двор, это было не ее. Поэтому она тоже ушла в монастырь. Стала потом аббатисой.

Людовик 14 замечательно к ней относился. Переписывался о разных высоких материях. Очень уважал. Пытался как-то выманить поближе ко двору - но не вышло. И тоже, отношения его с Франсуазой никак не отражались на отношениях с Мадлен.

Мария Мадлен, сестра.
Мария Мадлен, сестра.

То есть знаменитая любовница Людовика 14 маркиза де Монтеспан, была заинтересована в своем статусе не потому, что это была прямо-таки ставка всей ее жизни, а просто личных амбиций ради - ну надо же чем-то заниматься... За ней стояла огромная, сильная и знаменитая семья, положению которой ее связь с королем ничего не прибавила и не убавила. Так, мелькнуло...

Кстати, ее муж очень бурно отреагировал на это "мелькнуло", благодаря чему провел часть жизни в тюрьме, а остаток - в глухой провинции, в своих владениях. Тоже не из последнего рода человек был происхождением - но вот не друг детства короля...