Найти тему
Memento mori

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

История Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге началась в ноябре 1849 года, причем первый кирпич был заложен самим императором Николаем I. В 1854 году монахини уже поселились в отстроенном комплексе, главным архитектором которого стал Н. Е. Ефимов. Он до окончания строительства не дожил и был похоронен в 1851 году на монастырском кладбище, которое организовалось в те же годы.

Некрополь площадью 3,3 га сразу стал достаточно престижным, и множество представителей дворянства, купечества, военачальников, ученых, людей искусства XIX - начала ХХ века упокоились в освященной монастырской земле. Всего за годы работы кладбища, с 1849 по 1934 гг., там было похоронено около 26 тысяч человек. Построили 2 кладбищенские церкви (обе впоследствии, в 1929 году, разобрали на стройматериалы). Устанавливалось множество памятников, склепов, часовен, над многими из которых работали лучшие скульпторы и архитекторы того времени - В. М. Васнецов, П. К. Клодт, Н. А. Рерих. До наших дней практически ничего не сохранилось от былого великолепия.

Гибель кладбища началась в первые годы после революции. Так как захоронения в основном принадлежали богатым и известным людям, то вскоре за могилами просто некому стало ухаживать: кто-то из родственников иммигрировал, кто-то умер от голода, кто-то был сослан или расстрелян. Начался массовый грабеж, который продолжался несколько десятилетий. Склепы и захоронения вскрывались, памятники вывозились на строительные нужны. Часть памятников перенесли - актеров И. И. и Е. Я. Сосницких, В. В. и П. В. Самойловых, художника А. А. Иванова, композиторов Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, архитектора Л. Н. Бенуа и других. Часть не успели, передумав разбивать на месте кладбища парк.

16 сентября 1968 года Ленгорисполком постановил: "… ликвидировать на Новодевичьем кладбище могилы, которые не содержатся родственниками, и убрать надмогильные сооружения, не представляющие художественной и историчной ценности". Началась новая волна вандализма, в ходе которой около 400 памятников было разломано и вывезено. Возможно, уничтожили бы всё, да благодаря протестам общественности разрушения были остановлены.

Интересна судьба этого памятника жене генерала Анне Акимовне Вершининой. Он был создан в 1915 году скульптором П. И. Кюфферле, и во время долгих десятилетий советской власти около него собирались на молитву верующие.

Памятник Анне Акимовне Вершининой
Памятник Анне Акимовне Вершининой

В ноябре 1995 года деятельность монастыря была наконец возобновлена, и монахини вернулись в кельи. В том же году Новодевичье кладбище было признано памятником федерального значения. Захоронения на нем по-прежнему не проводятся, кроме небольшого участка для монахинь. И хотя отремонтировать рассыпающиеся немногие сохранившиеся склепы явно никто уже не будет, но дорожки чисто выметены и в целом некрополь не похож на свалку мусора, что было бы неудивительно после десятилетий его разграбления.

Захоронение Николая Алексеевича Некрасова собирались перенести в годы советской власти, да не успели. Удивительно, что памятник сохранился. Сохранилась и могила Федора Ивановича Тютчева, и место последнего пристанища выдающегося русского врача Сергея Петровича Боткина.

И завершу я свой рассказ историей о неоконченном памятнике.
3 апреля 1910 года на Новодевичьем хоронили великого русского художника Михаила Александровича Врубеля, и над могилой его Блок произнес речь: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Рядом с художником упокоилась и его супруга, оперная певица Надежда Ивановна Забела-Врубель, умершая тремя годами позже. Сестра Врубеля, Анна Александровна Врубель, заказала после этого памятник, от которого успели построить лишь массивный черный гранитный постамент. Потом началась Первая Мировая. Потом - революция. Какой памятник планировался в итоге? Ни одной записи не сохранилось.

В период массового переноса захоронений скульптор Л.В. Шервуд подготовил проект надгробий для Врубеля и его жены. Но... Могилы так и не перенесли, а проект остался проектом.

Эскизные проекты, переданные после смерти скульптура в Русский музей
Эскизные проекты, переданные после смерти скульптура в Русский музей

Вопрос об установке памятника вновь поднялся в 1975 году, были предложения вернуться к эскизам Шервуда. Но... Не вернулись. В 2015 поднялась новая волна, и даже создали очередной проект, придумав доработку на основе уже имеющего постамента. Авторы - скульптор М.С. Ведерников и архитектор Р.М. Даянов.

Благотворительный комитет "Вспомним всех поименно" благодаря интернету собрал 350 тысяч на установку памятника и заручился согласием единственной оставшейся в живых родственницы. Нооо... Вмешались власти города и запретили под неявными предлогами. То ли постамент не выдержит (экспертизу представили, все выдержит), то ли "вай, зачем мы будем портить такой красивый постамент", в общем, история вышла мутная и вновь неоконченная. Что там Блок говорил про демонов?..