Найти тему
Журнал не о платьях

"Людей нигде не учат выражать лицом то, что они чувствуют. И это ужасно". Та самая, знаменитая Китайгородская

Оглавление
Источник фото: vozrastu.net
Источник фото: vozrastu.net

Интервью вела Наталья Шелюхаева, специально для "Лилит"

Галина Китайгородская -- личность в Москве значительная. Она -- создатель собственного, эффективного метода изучения иностранных языков -- возглавляет известную Школу Китайгородской, преподает в МГУ.

Начало беседы ЗДЕСЬ.

Достоинство оскорбить невозможно

-- Вы всегда просчитываете, насколько нужен вам тот или иной человек?

-- Нет, конечно. В нашем коллективе я люблю каждого. Нахожу в каждом то, за что его можно любить. Тем самым показываю пример: его можно любить -- любите его. Эта моя жизненная философия, мой инстинкт, моя интуиция.

-- Но если интуиция, значит, нельзя человека научить так же относиться к другим, управлять своей любовью?

-- Конечно, можно и научиться, и научить. Знаете, на моем гуманитарном факультете в Международном университете в Москве есть уникальный предмет, которого, кроме как в театральных вузах, нигде нет. Это сценическая речь, где студенты учатся владеть голосом, телом, мимикой. Это абсолютно необходимо педагогам, врачам, менеджерам.

-- Менеджерам -- лицедейство?

-- А как же без этого? Вот пример: вы идете к важному чиновнику. Одно дело -- у вас напряженное лицо, согнутые и опущенные плечи. В позе, которую он считывает, уже содержится ваша неуверенность, страх перед ним, дистанция. Другое дело, когда входит человек, и у него на лице -- свободная, ненапряженная светская улыбка. В позе, движениях -- ожидание вежливого "присаживайтесь, пожалуйста". Поверьте, результат будет совершенно иной, чем в первом случае. Но, с другой стороны, профессиональные актеры нередко не в состоянии так себя вести в "высоких кабинетах" именно в силу отсутствия подлинной уверенности в себе. Я говорю о чувстве собственного достоинства, которое нельзя, просто невозможно оскорбить. Но нужны и актерские приемы, чтобы внутреннее чувство достоинства было проявлено внешне.

Если я хочу считать себя человеком, достоинство которого унизить нельзя -- это одно. Но если я чувствую это, и за мной стоят мои дела -- это другое, это не может не проявляться в моей манере. Если я люблю людей, они должны это чувствовать, и они это чувствуют. Я нахожу средства передать это. Например, глазами отдаю тепло. Я учу детей проявлять свои чувства. Говорю:

-- Олечка, чем ты сейчас недовольна?
-- Что вы, Галина Санна. Мне интересно.
-- Тогда, пожалуйста, вырази это своим лицом...

Это не актерство, я никогда не училась и не хотела быть актрисой. Но нельзя, чтобы человеческое лицо отражало не то, что он чувствует, если только это не особая задача. Людей нигде не учат выражать лицом то, что они чувствуют. Это ужасно. Часто мы портим отношения с мужчинами и с женщинами просто потому, что неправильно считываем выражение лица, позу, манеру. Мы ошибаемся потому, что многие люди не умеют показать то, что они чувствуют.

-- Часто ли ошибаетесь вы сами?

-- Бывает. С годами я научилась не доверяться первому впечатлению. Я переспрашиваю, перепроверяю, даже на лекциях.

-- С кем вам легче общаться?

-- Мне одинаково легко со всеми, кто готов к общению. Это либо есть -- и тогда люди начинают быстро общаться, энергетически обогащая друг друга, либо нет. Иногда ты видишь, что человек хочет общаться, но ему безмерно трудно. Начинаешь ему помогать, затрачивать психические силы, чтобы его раскрутить. Это нелегко, ведь когда человек закрыт, общение часто не получается. Или наоборот: ты закрыт, а собеседник добивается общения. В тебе это вызывает протест, ты не знаешь, как от него избавиться. Общение легко тогда, когда обе стороны находятся в более или менее одинаковом состоянии открытости или закрытости.

Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!

(с) "Лилит"