Весной этого года целый ряд американских кинокомпаний заявили о своём уходе из России. Среди них — Disney, Warner Bros., Netflix и другие. Можно на это сказать только одно слово: наконец-то!
Для нас в этой ситуации есть только плюсы. Судите сами.
1. Голливудское кино давно перестало быть идеологически нейтральным. В отличие от старых американских фильмов, которые с идеологической точки зрения были по большой части безопасны, новый Голливуд стал очень агрессивно пропагандировать деструктивные идеологемы. Речь идёт, в том числе, об ЛГБТ-повестке, так называемом гендерном вопросе и расовой проблематике.
После того как «Оскар» ввёл новые критерии отбора фильмов в конкурс, наличие этих тем в кино стало в США фактически обязательным. В самих Соединённых Штатах навязывание этой левацкой идеологии встречает сильный отпор, от чего страну несколько лет сильно лихорадит.
Очевидно, что нам необходимо оградить себя от всего этого безобразия. И если они сами взялись нам в этом помочь – что же, мешать не будем!
2. Массовое кино и сериалы — это мягкая сила. Уходя из РФ, США сами лишают себя одного из инструментов влияния на наше общество.
3. Я уже писал ранее, что российский кинорынок оказался фактически захвачен американскими прокатчиками. До последнего времени они старались играть по нашим правилам и даже прокатывали у нас патриотическое и антиамериканское кино.
Но в случае изменения политического климата в стране они вполне могут начать активно продвигать здесь идеологически враждебные продукты, о которых писалось выше. Лучше обезопасить себя заранее.
4. Российский кинорынок в последние годы стал очень прибыльным. Голливудские фильмы собирали здесь немалую долю своей выручки. Это десятки миллионов долларов. Например, «Аватар» до сих пор является абсолютным лидером проката, который собрал более 3 млрд руб. Негоже платить врагу.
5. В российском прокате все постсоветские годы было непропорционально большое количество американских фильмов. Проблема даже не в количественном соотношении с российскими картинами, которых долгое время почти и не снималось. Но почему нельзя было показывать больше европейского кино, азиатского?
Но нет, прокатчики предпочитали купить права на второсортный американский фильм нежели на хороший европейский. Эту ситуацию надо менять. Мировое кино не ограничивается голливудом. Надо организовывать более широкий прокат, например, китайского кино, которое уже давно по сборам обходит любые американские блокбастеры. Например, фильм «Битва при Чосинском водохранилище» в прошлом году стал сам кассовым фильмом в мире.
6. В России уже выросло несколько поколений, которые с самых малых лет находятся в чужеродном культурном поле. С детства они смотрят американское кино, слушают американскую музыку и т.д. Таким образом в стране были воспитаны миллионы внутренних иностранцев.
Ни одна крупная и сильная нация себе такого не позволяет. Посмотрите на Китай, Индию или даже зависимые от США Японию и Южную Корею. Везде превалирует национальная культура. А у нас — иностранная. Эту тенденцию необходимо переломить, иначе нас ждут большие проблемы.
7. Наконец, сложившаяся ситуация — шанс для отечественных киноделов. Раньше только говорили о том, чтобы ввести квоты в прокате и тем самым поддержать отечественное кинопроизводство, как это делается, например, во Франции, но до дела так и не доходило.
Теперь и квоты не нужны, место освободилось — только кино снимайте! Правда, кто его будет снимать? Те самые внутренние иностранцы? Но иного выбора нет, а начинать с чего-то всё-таки надо.
P.S. Конечно, американские фильмы всё равно будут у нас доступны, например, благодаря самоотверженному труду сетевых флибустьеров. И достойные ленты, которые в США все-таки есть, найдут дорогу к зрителю. И пускай. Запрещать всё подряд не нужно (это уже проходили). Главное не распахивать для них все двери и не стелить им красную дорожку, как это делалось все последние годы. Государство должно контролировать культурную повестку.