Найти в Дзене
Интересно!!

Northrop F-5

Нортроп Ф-5 «Фридом Файтер»/«Тайгер» II (англ. Northrop F-5 Freedom Fighter/Tiger II) — американский лёгкий многоцелевой истребитель 1970-х годов производства компании «Northrop Corporation». Модифицированная версия самолёта производилась по лицензии канадской компанией «Canadair» под обозначением «CF-116». Разработан в начале 1960-х годов, на основе созданного в конце 1950-х Нортроп T-38 «Тэлон», учебного двухместного сверхзвукового реактивного самолёта. Самолёт предназначался в основном для экспорта в страны, получавшие американскую военную помощь. В разное время состоял на вооружении многих стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, став одним из наиболее распространённых боевых самолётов в мире. Выпуск истребителя прекратился в 1987 году. Всего было произведено более 2000 единиц. В ВВС США истребители списаны в 1990 году. Первые случаи боевого применения F-5 произошли во время войны во Вьетнаме. 23 октября 1965 года подразделение, вооружённое ими, перелетело через Тихий океан,
Оглавление

Нортроп Ф-5 «Фридом Файтер»/«Тайгер» II (англ. Northrop F-5 Freedom Fighter/Tiger II) — американский лёгкий многоцелевой истребитель 1970-х годов производства компании «Northrop Corporation».

Модифицированная версия самолёта производилась по лицензии канадской компанией «Canadair» под обозначением «CF-116».

Разработан в начале 1960-х годов, на основе созданного в конце 1950-х Нортроп T-38 «Тэлон», учебного двухместного сверхзвукового реактивного самолёта.

Самолёт предназначался в основном для экспорта в страны, получавшие американскую военную помощь. В разное время состоял на вооружении многих стран ЕвропыАзииАфрики и Латинской Америки, став одним из наиболее распространённых боевых самолётов в мире. Выпуск истребителя прекратился в 1987 году. Всего было произведено более 2000 единиц. В ВВС США истребители списаны в 1990 году.

  • ВМС и КМП США на 2019 год: 44 F-5N/F (большая часть выкуплена в Швейцарии в 2006 г., другая часть досталась от ВВС США).
  • В феврале 2019 года ВМС и Корпус МП США заказали компании «Northrop Grumman» ремонт 44 истребителей F-5N/F «Тайгер-2». Оставшиеся на вооружении ВМС и Корпуса МП США самолёты F-5N/F используются преимущественно во время учений, когда изображают авиацию вероятного противника.
  • 2019 год: в настоящее время самолёты ещё используют военные Китайской Республики, Ирана и Саудовской Аравии, Сингапура, Бразилии и др..
  • F-5A «Фридом Файтер» — серийная версия первой модели F-5. Первый полёт прототипа состоялся в 1959 году, первого серийного самолёта — в 1963 году. Выпускался на экспорт.
  • F-5B — двухместный учебно-боевой вариант.
  • NF-5A — одноместный истребитель-бомбардировщик для ВВС Нидерландов.
  • F-5C - версия F-5A block 20 для Войны во Вьетнаме (1965г). Установленна броневая защита (около 200кг), прицел с вычислителем, система дозаправки в воздухе.
  • F-5E «Тайгер» II — второе поколение F-5. Продавался в 19 стран. 120 самолётов строились на Тайване по лицензии. В отличие от F-5A, доработан планер, установлены более мощные двигатели, установлена РЛС, прицел с вычислителем, система отстрела ЛТЦ и ДО, Система предупреждения об облучении, на некоторых машинах имеется автомат выпуска механизации предкрылок и закрылок в зависимости от скорости и угла атаки.
  • F-5F — двухместная версия F-5. Производился на Тайване и в Канаде по лицензии.
  • F-5G — третье поколение самолёта для экспорта с новой силовой установкой и изменённой геометрией крыла. По существу, совершенно новый самолёт. Получил обозначение F-20 «Тайгершарк» (Tigershark). Первый полёт прототипа состоялся в 1982 году. Серийно не выпускался.
  • F-5N - версия F-5Е со снятым вооружением и снабжённая спецоборудованием для ведения учебных боёв. Используется в роли вероятного противника.
  • F-5S - модернизированная версия 1996-2001 годов для ВВС Сингапура, удалена одна пушка, снабжён итальянским радаром Leonardo S.p.A. Grifo-F и "стеклянным" кокпитом с полноценным ИЛС и МФД, способен нести и применять ракеты AIM-120 AMRAAM и AGM-65. Для улучшения манёвренности увеличены передние наплывы крыла. Установлена не убираемая штанга дозаправки в воздухе. Стоимость модернизации каждого самолёта обошлась около 4 млн долларов США.
  • F-5EM - модернизированная версия для ВВС Бразилии 2001 года, установлена новая авионика - радар Grifo-F, станция РЭБ, нашлемная система целеуказания, штанга дозаправки в воздухе. Внешне самолёт имеет увеличенный в диаметре нос для установки новой авионики. В 2020 году началось внедрение шины данных Link-BR2 для улучшения ситуационной осведомлённости. В номенклатуру вооружения добавлена ракета Python.
  • F-5TH - наиболее совершенная версия модификация F-5 модернизированная для ВВС Таиланда, снята одна пушка, установлен новый радар Grifo с АФАР, "стеклянный" кокпит с МФД, ИЛС и нашлемной системой целеуказания, шина данных Link-T для связи с тайскими самолётами Saab Grippen, система инфракрасного поиска целей IRST, реализован принцип HOTAS (когда все основные системы самолёта управляются переключателями на РУС и РУД). Способен нести контейнеры РЭБ SkyShield и целеуказания Lantirn 3, ракеты средней дальности I-Derby и ближнего боя Python 4 фирмы Rafael. Таиланд планирует модернизировать 14 самолётов и оставить их на службе до 2030х годов.

Первые случаи боевого применения F-5 произошли во время войны во Вьетнаме. 23 октября 1965 года подразделение, вооружённое ими, перелетело через Тихий океан, с двумя дозаправками в полёте от топливозаправщика КС-135 на базу Бьенхоа в Южном Вьетнаме. Через пять часов после прибытия эскадрильи был совершён её первый боевой вылет. F-5C интенсивно использовались для сопровождения штурмовиков, разведывательных полётов, ударных операций над Вьетнамом в течение четырёх месяцев. Был потерян один F-5, сбитый в декабре из стрелкового оружия. Ещё два самолёта получили попадания ракетами ПЗРК «Стрела» в двигатели, но смогли вернуться на базу. Позже американцы продолжили испытания новых самолётов, к 1967 году было потеряно девять американских F-5.

Изначально правительство США запрещало поставлять F-5 Южному Вьетнаму по причине того что у южновьетнамцев авиация имела очень высокий уровень аварийности. Позже юг для борьбы с Вьетконгом получил 120 F-5A/B и RF-5A и не менее 118 F-5Е. Также есть информация что уцелевших 11 F-5C которые использовали сами американцы, также были оставлены южанам. Т.е. всего было ими было получено около 250 машин данного типа.

Эксплуатация новейших самолётов давалась южновьетнамцам с трудом, не обошлось без инцидентов. В начале 1970 года южновьетнамский RF-5A в Да Нанге собирался выполнить разведывательный полёт над северной частью Южного Вьетнама, в самом конце взлётной полосы у самолёта остановились двигатели и он упал в озеро и утонул. Как показало расследование топливные баки F-5 южновьетнамцы заправили обычной водой. Днём ранее прошёл тропический шторм который заполнил водой топливозаправщик и им южновьетнамцы заправили почти все самолёты на взлётной линии. Другой случай произошёл летом 1974 года, после возвращения с боевого вылета южновьетнамский пилот F-5A решил пролететь над своим домом в Да Нанге, во время полёта над домом F-5 врезался в фонарный столб, оторвал часть крыла и рухнул в озеро неподалёку и утонул.

В 1973 году США сильно сократили помощь Южному Вьетнаму. Если в начале года южновьетнамцы могли совершать по 200 вылетов на F-5 ежедневно, то к концу года всего около 50. По состоянию на 30 сентября 1973 года южновьетнамцы потеряли 18 самолётов F-5 всех модификаций.

Во второй половине 1973 года на аэродроме в Бьен Хоа взорвалась площадка на которой стояли несколько повреждённых F-5 и большое количество запасных частей к ним. Когда американцы спросили южновьетнамцев что произошло, те ответили что на аэродром пробрались вьетконговцы. В реальности же южновьетнамцы сами взорвали свои самолёты в протест ограничению помощи из США.

6 ноября 1973 года в результате ракетного удара 27-ю реактивными снарядами из ПУ Град-П, выполненного по авиационной базе Биен Хоа, расположенной в 15 милях северо-востока от Сайгона, были уничтожены три южновьетнамских истребителя F-5A и четыре были повреждены;

Сведений о воздушных боях с «МиГами» не имеется, однако известно, что, по крайней мере, четыре разведчика RF-5A были сбиты над тропой Хо Ши Мина. Ещё несколько самолётов были повреждены попаданиями ПЗРК, но смогли вернуться на аэродром. Если южновьетнамский пилот вовремя замечал пуск ПЗРК, то он благодаря высокой манёвренности самолёта мог увернуться от ракеты.

В апреле 1975 южновьетнамский пилот Нгуен Тхань Чанг на своём F-5E отбомбился по президентскому дворцу в Сайгоне, после чего перелетел на один из аэродромов, захваченных Вьетконгом. Отмечалось применение северовьетнамцами в апреле захваченных F-5.

В мае война закончилась. За несколько дней до падения Сайгона 26 F-5 совершили взлёт из Дананга на таиландский аэродром Утапао. Как вспоминал американский историк Антони Тамбини в одноместный F-5 садилось по два-три человека на коленки друг другу. В один из двухместных F-5 залезло шесть человек, но при приземлении из за недостатка места пилот не смог использовать тормоз, самолёт на полной скорости вылетел со взлётной полосы и разбился о дерево, все шестеро погибли. В качестве трофеев Северному Вьетнаму досталось 60 F-5A/B и 27 F-5E. Все остальные, около 100 машин, были сбиты либо уничтожены.

Сейчас трофейные F-5E или их части демонстрируются в российском ЦАГИ (с/н 73-00807), в польском и чешском авиационных музеях Кракова (с/н 73-00852) и Праги (с/н 73-00878) соответственно. Есть информация что в СССР могло быть поставлено 4 истребителя F-5E.

Южновьетнамские F-5 против авиации противника

Известные случаи:

  • 9 октября 1972 года пара южновьетнамских F-5A попыталась перехватить пару северовьетнамских Ил-28 возле границы с Лаосом, при появлении истребителей МиГ-21 перехват решили отменить и F-5 вернулись на аэродромы.
  • Весной 1974 года ВВС Южного Вьетнама получили новейшую модификацию самолёта - F-5E. Первая боеготовая эскадрилья была организована на аэродроме в Дананге, при этом истребители постоянно находились в состоянии повышенной боевой готовности. Северовьетнамским МиГ-21 удавалось фотографировать аэродром с новейшими самолётами, ещё до того как те поднимутся в воздух.
  • 28 апреля 1975 года южновьетнамские F-5 попытались участвовать в воздушном бою. В этот день несколько F-5 вылетело на перехват пяти северовьетнамских трофейных штурмовиков A-37, взлетевших с Фан Ранга и направляющихся по направлению к авиабазе Тан Сон Нат. Северовьетнамским самолётам удалось прорваться к авиабазе, самолёты сначала сбросили бомбы, а потом расстреляли стоявшую авиатехнику из пушек. В результате среди 11 уничтоженных самолётов, 3 были F-5. Летевшие на перехват южновьетнамские F-5 ничего сделать с ними не смогли и северовьетнамцы в полном составе вернулись на аэродром.

Разведка над СССРравить

Самолёты-разведчики типа RF-5A и F-5B ВВС Ирана и ВВС Турции выполняли разведывательные полёты над Советским Союзом в конце 60-х и 70-х годах и имели боевое соприкосновение с истребительной и наземной системой ПВО СССР. Потери в ходе этих полётов составили 3 иранских F-5, 1 турецкий F-5 и 1 советский МиГ-21.

Иранские потери оцениваются в три сбитых советским огнём «Фридом Файтера», первый RF-5A в 1969, второй RF-5A в 1970 и третий F-5B в 1973 году, при этом третий разведчик был сбит тараном истребителя МиГ-21 (б/н 25) 982-го иап, который также как и «Фридом Файтер» разбился. Есть информация, что RF-5A (р/н 69-7178) поставленный в Иран в 1970 году мог быть одним из сбитых в ходе этих полётов.

24 августа 1976 года пара истребителей-разведчиков RF-5A ВВС Турции в ходе проведения разведки пересекла территорию Армянской ССР, следуя на высоте 7600 метров. Пусками расчёта советского зенитно-ракетного комплекса С-125 один нарушитель был сбит, обломки сбитого истребителя рухнули на турецкой территории, там же и приземлился катапультировавшийся турецкий пилот старший лейтенант Сахир Бесерен(личный номер 1970-243). Долгое время ошибочно считалось что это самолёт был типа F-100 Super Sabre.

Третья индо-пакистанская войнаравить

Индийские лётчики отмечали случаи использования F-5 со стороны Пакистана.

Мятеж на авиабазе КенитраПравить

16 августа 1972 года пилоты F-5A марокканской авиабазы Кенитра устроили мятеж и решили сбить Boeing 727 (р/н CN-CCG, с/н 20471) на котором летел король Марокко. На перехват авиалайнера была поднята пара «Фридом Файтеров». F-5A расстреляли «Боинг» из 20 мм пушек и после того как пилот «Боинга» соврал повстанцам что король мёртв, дали приземлиться повреждённому авиалайнеру в Рабата-Сале (несколько пассажиров было ранено во время обстрела). Но самим «Фридом Файтерам» повезло меньше, на обратном пути у одного F-5A (р/н 21246, с/н N.6329) кончилось горючее и он разбился, пилот катапультировался и был взят в плен правительственными войсками. После приземления авиалайнера в Рабат-Сале один F-5 обстрелял ракетами и пушками аэропорт, 8 мирных жителей было убито и 40 ранено, король опять не пострадал. После этого четвёрка F-5 атаковала королевский дворец. В это время оставшиеся лояльными королю войска блокировали авиабазу Кенитра. Мятеж был подавлен.

Война за независимость Эритреиравить

ВВС Эфиопии впервые применили свои F-5 против сепаратистов в мятежной провинции Эритрее.

Подробностей применения F-5 в этом конфликте очень немного. Например, в последней неделе января 1978 года во время сражения за Массауа один F-5 был сбит огнём сепаратистов.

Война в Западной Сахареравить

ВВС Марокко применяли F-5 в ходе многолетней войны в Сахаре с Полисарио. Всего было поставлено 57 самолётов этого типа: 20 F-5A, 5 F-5B, 2 RF-5A, 26 F-5E и 4 F-5F. Марокканские F-5 применялись исключительно для ударов по наземным целям, причём их модернизировали для применения AGM-65B Maverick и корректируемых бомб «Rockeye». В конце 1981 года марокканская армия в районе Гелльта Земмур осталась практически без воздушной поддержки, после того как бойцы ПОЛИСАРИО стали использовать мобильные ЗРК «Квадрат», поставленные Ливией. США после тяжёлых потерь марокканской авиации в битве за Гелльта Земур провело модернизацию десяти марокканских F-5 по установке блоков отстрела ложных целей AN/ALE-38 и предоставление подвесных систем РЭБ ALQ-119.

Известные потери марокканских F-5 в ходе боевых действий:

  • 21 января 1976 года F-5A (р/н 97099) сбит из ПЗРК Стрела-2 в районе мавританской деревни Айн Бен Тили, пилот сержант Ахмад Бен Боубакар попал в плен;
  • 6 ноября 1976 года F-5A разбился при взлёте из Смары. Пилот Дрись Бахаджи через три дня скончался от ожогов. По другим данным потеря произошла в июле 1977;
  • 25 февраля 1977 года F-5A сбит из ПЗРК Стрела-2 возле гарнизона Буждур, пилот Ахмед Брахим Аллаи взят в плен;
  • 24 августа 1977 года F-5A сбит из ПЗРК Стрела-2 возле форпоста Литейма, в районе Эль-Аюн, пилот комэск Али Атман взят в плен;
  • 18 февраля 1978 года F-5A пытаясь уклониться от атаки врезался в землю возле Агуергуер, пилот Слиман Коуссе погиб;
  • 2 июня 1978 года F-5A сбит с помощью пулемёта ДШК в районе Скен, пилот погиб;
  • 5 июня 1978 года F-5A сбит из ПЗРК Стрела-2 в районе Аум Дрейга, пилот взят в плен;
  • 10 сентября 1978 года F-5A (р/н 01373) сбит из ПЗРК Стрела-2 в районе Хрейбичате к северу от Смары, пилот комэск Али Наджаб Абдель-Салам взят в плен;
  • В октябре 1978 года F-5A (р/н 97177) сбит возле горы Уаркисс;
  • 10 февраля 1979 года F-5A сбит, (р/н 69120, с/н 66-9120), пилот спасся;
  • 13 февраля 1980 года F-5A сбит в районе гарнизона Божадор, пилот взят в плен;
  • 27 декабря 1980 года F-5A сбит в районе Роус Лахъялат, пилот взят в плен;
  • 24 октября 1981 года F-5A сбит из ПЗРК Стрела-2 в районе Гельта Земмур, пилот взят в плен;
  • 13 ноября 1981 года F-5A сбит ЗРК «Квадрат» в районе Гелльта Земмур, судьба пилота неизвестна;
  • 12 января 1985 года два F-5E сбиты ЗРК «Квадрат» в районе алжирской границы, судьба пилотов неизвестна;
  • 26 апреля 1987 года F-5E (р/н 91921, с/н 79-1921) сбит ЗРК «Квадрат» в районе Гелльта Земмур, пилот Зуаги погиб;
  • 25 августа 1991 года F-5E сбит в район Бир Лахлу, пилот взят в плен

Эфиопо-сомалийская войнаПравить

Самолёты F-5 применялись во время войны в 1977—1978 гг. Всего к середине 1977 года в ВВС Эфиопии числилось 35 исправных боевых самолётов, среди которых были 16 истребителей F-5A/B/E, 3 бомбардировщика «Canberra B.Mk.52», несколько истребителей F-86 и учебно-боевых Т-28.

Со стороны противоборствующей сомалийской стороны ВВС состояли приблизительно из 66 самолётов: 10 бомбардировщиков Ил-28, 12 истребителей МиГ-21, 44 истребителя МиГ-17 и МиГ-15.

21 июля 1977 года был нанесён первый удар сомалийскими МиГ-21 по аэродрому в районе Харара, где был перехвачен и сбит эфиопский гражданский DC-3. В ответ эфиопские ВВС в период с 24 по 25 июля перебросили все свои боеготовые истребители F-5A на передовые авиабазы в Огадене. 26 июля пара эфиопских F-5 в районе Харара атаковала звено из четырёх сомалийских МиГ-21МФ. В результате утреннего воздушного боя (это был первый воздушный бой) два МиГ-21 были сбиты, а ещё два столкнулись в воздухе при попытке уклониться от выпущенной по ним ракеты AIM-9 Sidewinder («Сайдвиндер»).

Первую в истории ВВС Эфиопии воздушную победу на F-5 засчитывают лётчику Безабих Петросу, который сбил сомалийский МиГ-21МФ в этом бою. А первую потерю F-5 эфиопские ВВС понесли ещё до официального начала войны, когда в начале 1977 года авиабаза Дыре-Дауа подверглась ракетному удару, в результате был уничтожен один F-5E.

Эфиопское командование ВВС перебросило в Огаден на авиабазы Бахир Дар и Дире-Дауа дополнительные истребители F-5 и пара бомбардировщиков Canberra B.Mk.52. Предполётную подготовку самолётов выполняли специалисты-израильтяне. По информации отдельных источников израильские лётчики активно участвовали в этих боях.

На земле превосходство было за вооружёнными силами Сомали. В августе-сентябре эфиопские ВВС потеряли два F-5A, которые были сбиты зенитным огнём. Сомалийские ВВС по разным оценкам потеряли до 23 самолётов. Только десять из них относились к боевым потерям. Два МиГ-21МФ были сбиты в ещё одном воздушном бою с F-5 в районе Кебри Дехар. Ещё два МиГ-21 было потеряно 11 августа при налёте на эфиопскую авиабазу Айша из-за зенитного огня расчёта ЗРК С-125.

В воздушных боях и от огня средств ПВО было потеряно не менее шести F-5 По сомалийским данным потери эфиопских F-5 с начала войны и до разгрома эфиопов в Джиджиге составили 12 истребителей.

До декабря 1977 года самолёты F-5 выполняли функции самолёта-разведчика, а после декабря эти функции были возложены на МиГ-21Р, прибывшие из СССР. С января 1978 года самолёты эфиопских ВВС МиГ-21 и F-5 начали наносить удары по позициям сомалийских войск, линиям снабжения и тыловым складам. В числе первых была атакована сомалийская авиабаза Харгейса.

К концу войны в ВВС Сомали числилось всего 12 самолётов МиГ-21 и несколько МиГ-17. По заявлениям руководства Сомали в ходе боевых действий ими было уничтожено более 50 эфиопских самолётов, из которых 10 истребителей F-5 и МиГ-21 были сбиты сомалийскими МиГ-21 в воздушных боях (предположительно 4 на счету пакистанских пилотов), а остальные средствами ПВО Сомали. Эфиопия из числа своих истребителей F-5 признала потерю только двух машин (хотя известны имена 5 сбитых пилотов самолётов данного типа). Со своей стороны руководство Эфиопии заявило о 23 сбитых самолёта сомалийцев, из которых 2 самолётов сбито ЗРК С-125 и другими средствами ПВО, 10 самолётов — истребителями F-5 в воздушных боях.

 И д.р.

#истребитель