Грумман Ф-14 «Томкэт» (англ. Grumman F-14 Tomcat, рус. кот) — двухместный реактивный палубный истребитель-перехватчик/многоцелевой истребитель четвёртого поколения с изменяемой геометрией крыла, производства Grumman Aircraft Engineering Corporation.
Разработан в начале 1970-х для замены в ВМС США истребителя F-4 «Фантом» II. На вооружении с 1974 года. Снят с вооружения ВМС США в 2006 и заменён на F/A-18E/F Super Hornet. Поставлялся на экспорт в Иран и состоит там на вооружении в настоящее время.
С самого начала работ над проектом F-14 задумывался, как самолёт, способный завоевать полное воздушное превосходство в непосредственной близости от авианесущих кораблей, с которых предполагалось использовать эти самолёты. В качестве дополнительной задачи он также должен был быть способен наносить удары по тактическим наземным и надводным целям. В январе 1969 года проект F-14 выиграл конкурс, объявленный ВМС США на новый самолёт, предполагавшийся на замену устаревающим McDonnell Douglas F-4 Phantom II. Первый прототип поднялся в воздух 21 декабря 1970 года и за ним сразу последовала предсерийная партия из 11 самолётов. Летом 1972 года были завершены испытания F-14 на авианосцах. Промышленные поставки для флота начались в октябре того же года. «Томкэты» составляли эскадрильи истребителей-перехватчиков в составе авианосных групп.
F-14 был ориентирован, в первую очередь, на отражение ракетных ударов по корабельным группировкам. Основным элементом F-14 является система управления вооружением Hughes AN/AWG-9. По информации министерства обороны СССР, дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м² составляла 160 км при одновременном сопровождении до 24-х целей. Диапазон работы БРЛС — 8-10 ГГц. Дальность обнаружения теплопеленгатором (телескоп) в ППС — 220 км, в ЗПС — 300 км. Для ближнего боя «Томкэт» располагает встроенной 20-мм автоматической пушкой General Electric M61A1 Vulcan с боекомплектом в 675 снарядов. Основу ракетного вооружения составляли четыре ракеты «воздух-воздух» AIM-54 или AIM-7, располагавшиеся на подфюзеляжных пилонах. F-14 был единственным самолётом, способным нести ракету «воздух-воздух» большой дальности AIM-54A Phoenix. Эта ракета, стоимостью 500 тыс. долларов, была способна поражать цели на расстоянии до 185 км, что давало F-14 возможность уничтожать большинство самолётов противника до того, как сам он появится у них на экране радара. (Лишь МиГ-31 имел на вооружении ракеты «воздух-воздух» Р-33 соизмеримой дальности пуска.) В дополнение к ним, на подкрыльевых пилонах могли располагаться ещё четыре ракеты AIM-9 Sidewinder. Кроме того, «Томкэт» был способен нести до 6 576 кг прочего ударного вооружения различного класса.
Работы над F-14A были омрачены потерей первого прототипа в декабре 1970 года, однако, несмотря на это, ВМС США были поставлены 478 машин и ещё 79 были проданы Ирану в 1976—1978 годах (модификация F-14A-GR). Но ненадёжность двигателя TF-30-P-412 продолжала преследовать самолёты. Двигатель, обладавший недостаточной для тяжёлого истребителя тягой, был, к тому же, склонен к помпажу на больших углах атаки и при резкой работе РУДом на сверхзвуковых скоростях. Улучшенная модификация двигателя 1977 года TF-30-P-414 положение не улучшила, так как и без того не сильно приёмистый двигатель стал ещё тяжелее. TF-30 был виновен в потере 28 % самолётов.
Следующей должна была стать модель F-14B, оснащённая двигателями Pratt & Whitney F401-PW-400, но работы над ней были свёрнуты. Вместо этого, начиная с 1986 года, 38 самолётов, названные F-14A+, были переоснащены гораздо более мощными и надёжными двигателями General Electric F110-GE-400 (устанавливаемыми также на F-15 и F-16) и впоследствии и получили обозначение F-14B. Модификация F-14D отличалась от предыдущих:
- более мощным радаром Hughes AN/APG-71, — система могла сопровождать до 24-х целей и одновременно захватывать 6 из них и одновременно запускать по ним ракеты на различных высотах и дальностях,
Всего было построено 37 самолётов этого типа, ещё 104 переоборудованы из ранее выпущенных F-14A и получили обозначение F-14D(R).
После того, как Конгресс США отменил закупку F-14 на 1991 бюджетный год, руководство Grumman обратилось к правительству США с просьбой разрешить экспорт самолётов за рубеж, но получила отказ. Кроме того данной моделью было проблематично заинтересовать потенциальных покупателей ввиду наличия более дешёвых F-15 и F-16.
YF-14A
Прототипы и предсерийные самолёты. Построено 12 экземпляров.
F-14A
Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик для ВМС США. Позднее в состав вооружения были добавлены высокоточные боеприпасы. В ВМС США были поставлены 545 самолётов. Последние 102 самолёта были оснащены улучшенными двигателями TF30-P-414A.
В Иран планировалось отправить 80 самолётов, однако было поставлено только 79; 80-й иранский самолёт остался в ВМС США.
F-14AM
Модернизация Ираном имеющихся на вооружении самолётов. Выполнен капитальный ремонт планера с продлением ресурса, заменено некоторое количество оборудования.
F-14A+ или F-14B
Улучшенная версия самолёта F-14A с двигателями GE F110-400. Большая часть оборудования, в том числе радар AWG-9, оставлена без изменений. A+ получил отдельный от дисплея HSD прибор системы предупреждения об облучении в кабине пилота. Позднее получил обозначение F-14B. Всего было построено 38 самолётов F-14B, ещё 48 были переоборудованы из варианта F-14A. В конце 90-х годов у 67 F-14B был продлён ресурс планера и улучшено бортовое оборудование, в частности новый ИЛС SPARROWHAWK. Модифицированные самолёты получили обозначение F-14B Upgrade.
F-14D Super Tomcat
Последняя модификация F-14 с двигателями GE F110-400. Аналоговое бортовое оборудование было заменено на цифровое, также был установлен новый радар APG-71. Было построено 37 самолётов модификации F-14D, ещё 18 были переоборудованы из варианта F-14A.
Технические характеристикиравить
- Экипаж: 2 человека (пилот и оператор вооружения)
- Длина: 19,1 м
- в сложенном положении: 11,65 м
- в развёрнутом положении: 19,45 м
- стреловидность по передней кромке в полёте: 20° — 68°, на стоянке 75°
- Высота: 4,88 м
- Площадь крыла: 54,5 м²
- Профиль крыла: NACA 64A209.65 mod корень крыла, 64A208.91 mod законцовка крыла
- Масса снаряжённого: 26632 кг
- Максимальная взлётная масса: 33720 кг
Лётные характеристикиравить
- Боевой радиус: 926 км
- Перегоночная дальность: 2960 км
- Практический потолок: 16150 м
- Скороподъёмность: 229 м/с
- Нагрузка на крыло: 553,9 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,91
ВооружениеПравить
- Боевая нагрузка: 6576 кг различного вооружения:
- Ракеты «воздух-воздух»: AIM-54 Phoenix, AIM-7 Sparrow, AIM-9 Sidewinder (Ракеты AIM-120 AMRAAM прошли испытания на F-14D, но так и не были введены в состав вооружения Томкетов из-за значительной стоимости доработки бортов состоящих на вооружении)
- Бомбовое вооружение: GBU-10, GBU-12, GBU-16, GBU-24, GBU-24E Paveway I/II/III LGB, GBU-31, GBU-38 JDAM, Mk-20 Rockeye II, Mk-82, Mk-83 и Mk-84
- Варианты вооружения:
- 2× AIM-9 + 6× AIM-54
- 2× AIM-9 + 2× AIM-54 + 4× AIM-7
- 2× AIM-9 + 4× AIM-54 + 2× AIM-7
- 2× AIM-9 + 6× AIM-7
- 4× AIM-9 + 4× AIM-54
- 4× AIM-9 + 4× AIM-7
На подфюзеляжном пилоне в ущерб ракете воздух-воздух возможна подвеска разведывательного контейнера TARPS а на подкрыльевой пилон — LANTIRN.
В начале 90-х благодаря кинофильму Терминатор 2, обрел популярность аркадный автомат Afterburner от Sega, где Джон Коннор управлял F-14. Наиболее детально проработанный симулятор F-14 на сегодняшний день это модуль для игры Digital Combat Simulator от компании Heatblur который позволяет «летать» как за пилота так и за оператора вооружения, в том числе и вдвоём с другом на одном самолёте. Также есть дополнение под названием «F-14x» от компании Aerosoft для симуляторов MSFX и Prepar 3D. Ещё F-14 можно «полетать» в таких играх как Fleet Defender (самым продвинутом симуляторе 1994 года от компании Microprose) , Strike Fighters 2 North Atlantic, War Thunder, U. S. Navy Fighters и Jane’s Fighters Anthology, Серии Jetfighter и аркадных сериях H.A.W.X., Top Gun и Ace Combat, также Томкэт доступен на консолях в играх Over G Fighters и AeroElite Combat Academy, игре Afterburner на приставке Sega Mega Drive и Turn and Burn на приставке Super Nintendo, ещё F-14 посвящена игра в жанре воздушный тир Tomcat Alley на приставке Sega CD.
Также F-14 использовался, как прототип космического корабля Нормандия СР-1 в игре Mass Effect.
Представлен как истребитель-перехватчик в игре Wargame: Red Dragon на стороне синего блока.
#истребитель #перехватчик