Ядерная эпоха закончилась в 1986 году, когда в Чернобыле произошла авария на АЭС. Нет, безусловно, и сейчас реакторы используются. Но очень осторожно. И будущего у отрасли в долгосрочной перспективе, по сути, нет никакого.
Может быть, это слишком громкое заявление. Ведь безопасные природные источники мы – люди Земли – еще не научились использовать в полной мере. Только делаем шаги к этому.
Но сейчас точно никто не задумывается о поездах, самолетах и автомобилях (гражданских) на атомной энергии. А в 50 – 60-х годах такие идеи были.
Человечество только-только начало использовать ядерную энергию. Перспективы кружили голову. Мда…
В СССР даже был прототип шестиколесного автомобиля «Волга-атом», который мог выйти в серию, но не получилось.
А началась вся эта история с машинами, оснащенными реактором, в США на заводе Генри Форда.
Американская мечта
В 1958 году компания «Форд» представила модель Ford Nucleon – автомобиль на атомном моторе. Урановый реактор, парогенераторы и турбины – и, как предполагали конструкторы, машина поедет резво.
Они не могли решить ключевую проблему: нужно было создать компактный ядерный реактор. И это никак не получалось. Пошли самым простым и логичным путем: решили уменьшить реактор от подводной лодки. Это по ряду причин не получилось сделать. Проект заморозили, а если точнее, то закрыли. Модель ядерного автомобиля выставили в музее и продолжили создавать машины с двигателем внутреннего сгорания под капотом.
Советская реальность
В Советском Союзе в те времена стремились догнать и перегнать Америку. Что-то получалось, что-то не очень.
По слухам, во всё том же 1958 году второй секретарь советского посольства в Вашингтоне увидел машину, которую сконструировал «Форд» - ту самую, что должна была ездить с ядерным реактором на уране. Информация о чудо-транспорте дошла до Москвы. А там в те времена правил Никита Сергеевич Хрущев.
Это лидер советского государства был легок на подъем, интересовался новшествами, особенно, если они появлялись в США. Хрущев захотел, чтобы машину с ядерным двигателем создали в СССР. Причины возникновения желания?
Во-первых, как я отмечала выше: от возможностей атомной энергии кружилась голова. Во-вторых, казалось Никите Сергеевичу, что есть великолепный шанс обогнать Америку.
Сперва нужно было, конечно, изучить опыт до конца, понять, почему в Штатах не получилось. Хрущев о таких мелочах не думал. Он верил в советскую науку.
«Волга-атом»
Заниматься вопросом поручили конструкторскому бюро под руководством Александра Камнева – талантливого физика.
КБ пошло тем же путем, что и американцы: решили уменьшить реактор атомохода «Ленин». Результат был таким же, как в США. Ничего толком сделать не удалось. Но, по данным, которые можно считать слухами, реактор все же собрали по другой схеме. «Волга-атом» якобы принимала участие в испытаниях где-то в Мурманской области. И было установлено, что машина сильно нагревается, а остановить её проблематично.
Эти данные не подтверждаются документами. Их тиражируют. Но я обращаю внимание: пока мы их можем расценивать в качестве слухов. Возможно, что у советских конструкторов ничего толкового не вышло.
Проект заморозили. Леонид Ильич Брежнев вовсе не хотел им заниматься. А потом был Чернобыль. Отрезвление. Все как-то сразу осознали, насколько опасно использовать атомную энергию.
Еще до этого в СССР испытывали АЭС ТЭС-3 и «Памир-630Д» - гусеничные установки для выработки электричества в районах Крайнего Севера. Первые оказались не слишком эффективными. При этом вкладывать в них приходилось много. «Памиры» применяли до того момента, как случилась авария в Чернобыле. Катастрофа.
В 2009 году инженер Л. Кулесус создал концепт-кар «Кадиллак» с реактором на тории. 1 грамм такого вещества может заменить 30 тыс. литров бензина. Но, как мы видим, ядерные автомобили не вошли в моду.
Причина лежит на поверхности: каждый день происходят ДТП. Автомобили бьются. Есть большой риск попадания радиации в окружающую среду. Никто теперь не возьмет на себя подобный риск. Лучше тратить деньги на конструирование двигателей на рапсовом масле, на электромобили. Да и бензиновые, дизельные моторы еще не утратили своей актуальности.