Найти тему
Загадки истории

Что происходило в московском метро в годы Великой Отечественной войны?

Оглавление

Московское метро в 1941 году стало ключевым столичным объектом, где бурлила жизнь. Люди ушли под землю, спасаясь от бомбежек. В столичном метро в первые дни войны оказалось 500 тыс. человек.

Население Москвы на 01 января 1941 года составляло 4,3 млн. человек. К лету оно увеличилось примерно на 300 тыс. Таким образом, можно говорить о том, что в метро разместили седьмую часть всех жителей столицы.

Структура метро

В 1941 году еще не было цветных веток, которые существуют в наше время. Были радиусы. Например:

· Кировский – часть современной Сокольнической линии;

· Покровский – Арбатско-Покровская линия («синяя ветка»);

· пять станций от «Сокола» до «Площади Свердлова» - Горьковский радиус.

Всего было три радиуса и 21 станция.

Интересно, что в годы Великой Отечественной в метро ходили поезда и продолжалось расширение системы. Конечно, когда немец находился близко к Москве, никакого строительства не велось. Но в 1943 году расширение продолжилось. И даже раньше.

01 января 1943 года открыли сразу три новые станции:

· «Павелецкая»;

· «Новокузнецкая»;

· «Завод имени Сталина» - станция метро «Автозаводская».

Количество новых станций постоянно росло. Начались работы над четвертой веткой, которая получила название Кольцовской линии.

-2

До войны

Важное значение метро советское правительство осознавало и до 1941 года. Объекты, расположенные под землей, планировалось использовать в качестве химического убежища. Предполагалось, что вероятный противник будет использовать против москвичей отравляющие газы. Этого не случилось. Однако с началом Великой Отечественной метро в Москве стало прекрасным бомбоубежищем. Напомню, что первый авианалет на столицу СССР было совершен 22 июля 1941 года.

Не обошлось без проблем.

Во-первых, враг смог разрушить тоннель между станциями «Арбатская» и «Смоленская». А «Белорусская» была однажды под угрозой затопления. Гитлеровцы взорвали привокзальную площадь, был поврежден водопровод. На указанную станцию метро хлынул поток воды. С ЧП удалось справиться.

-3

Интересно, что на протяжении почти всех дней войны метро функционировало. Однако число вагонов в составах сократили с шести до четырех.

Был момент, когда подумывали над тем, чтобы прекратить всю жизнь в метро, – в октябре 1941 года. Тогда ситуация была очень непростой. Враг очень быстро подошел к столице СССР. Военачальники не исключали, что город будет взят немцами полностью или частично. Из Москвы эвакуировали:

· правительство;

· учебные заведения;

· промышленные предприятия и так далее.

Нарком путей сообщения Каганович утвердил план по уничтожению метро. Все станции и тоннели предполагалось обесточить, взорвать, затопить водой. Советское правительство готово было действовать решительно, лишь бы метро не досталось врагу.

Никаких кардинальных шагов предпринимать не пришлось. В Москве остался Иосиф Виссарионович Сталин. И всем после этого стало понятно, что город нужно будет оборонять до последнего.

К счастью, немцев удалось остановить на подступах к столице.

Жизнь под землей

Как я указывала выше, она била ключом. Советские люди обосновались на станциях метро и в туннелях. Некоторых размещали в вагонах. Там были приоритетные места для женщин и детей.

На станциях оборудовали туалеты, организовывали раздачу воды, оказывали медицинскую помощь.

Нужно было что-то придумать для детей. Под землей организовывали кружки по интересам.

Взрослые люди развлекали себя, как могли. Например, ходили друг к другу «в гости», играли в шахматы, шашки, домино.

Власти организовывали в подземке кинопоказы и выставки. В метро появилась даже библиотека, которую охотно посещали. На станцию «Курская» из Старосадского переулка, из «Исторички», привезли книги. К концу 1941 года подземную библиотеку посетили более 1000 человек. Любопытно, что самой популярной книгой была «Война и мир» Льва Николаевича Толстого.

В метро не только развлекались, но и работали. Причем как простые люди, которые, например, продолжали расширять метро или водить составы, так и члены штабов, правительства и др.

-4

Что еще касается простых москвичей: составы под землей стали водить женщины, потому что мужчин не хватало.

Про штабы и прочее:

1. Изначально ставка была организована на станции «Белорусская». Но там командирам и начальникам пришлось соседствовать с простыми москвичами, кое-как от них отгородившись.

2. Позже отдельную ставку выделили на «Кировской» («Чистые пруды»).

3. Под землей однажды провели заседание Мосгоррсовета, посвященное 24-й годовщине Октября. На мероприятии присутствовал Сталин, который прибыл на станцию «Маяковская» на бронированном поезде.

В заседании приняли участие почти 2000 человек. Были некоторые атрибуты праздничной обстановки: живые цветы, бюст Ленина, бутерброды, баранки и разливное пенное.

Таким образом, жизнь в московском метро в годы войны шла своим чередом. Столица жила и была жива, в том числе под землей.