«Как смогла простая девушка стать женой президента…?» А никак, ведь она выходила замуж за однокурсника
Наина Иосифовна Ельцина (имя при рождении Анастасия Иосифовна Гирина) родилась в деревне Титовка Оренбургской области. Ее отец служил на железной дороге, мать занималась воспитанием шестерых детей, из которых Наина была самой старшей. Официально девочку звали Анастасией, но все в семье называли ее Наей или Наиной. В 25 лет она поменяла документы, став Наиной и по паспорту. (Кстати, Ельцину больше нравилось имя Анастасия. Узнав о решении любимой, он долгое время отказывался называть ее новым именем и обращался просто — «девушка»).
Ее родители были старообрядцами, в семье под запретом находились выпивка и брань.
Как и Борис Николаевич, его избранница училась в Уральском политехническом институте (УПИ) имени Кирова по специальности водоснабжение и технология воды (водоочистки), которую строители пренебрежительно называли «фекальной шпаной». Конечно, при желании «руку судьбы» можно увидеть уже на этом этапе – ведь Ная собиралась подавать документы в медицинский институт. Но по дороге встретила приятелей, которые довольно легко сагитировали девушку, «повели с собой», как поется в одной известной песне.
«Мы поступили в институт восемнадцатилетними девушками. Но совершенно не готовыми к взрослой жизни! И к “взрослым” отношениям. Конечно, влюблялись, конечно, были романы! Но мы верили, может быть, наивно, в какие-то необыкновенно чистые, прозрачные, красивые отношения, в дружбу. Верили, и от этого… все было просто. Ездили с мальчиками на практику, ходили в походы, вповалку вместе спали в палатках, хохотали, дружили, и никакой двусмысленности не возникало, ничего, что бы нас могло обидеть, задеть! Конечно, к третьему курсу начались свадьбы. Но я в самом начале, на первом курсе, решила: в институте замуж не выйду. Ни за что! Останусь свободным человеком!» - вспоминает Наина Иосифовна.
Их отношения начинаются как дружба. О чем же они беседуют? Только не о любви. Вернее, о любви, но не своей. «У нас с Борисом Николаевичем сначала такие странные были отношения, мы были вроде как подружки, — рассказывает Наина Иосифовна. — В него было влюблено полкурса, и все эти девушки, зная про нашу дружбу, ходили ко мне плакаться в жилетку, поверять свои тайны, просить о помощи в делах сердечных. Я честно помогала, рассказывала ему, какая очередная замечательная девочка в него влюбилась».
Она поверяет ему сердечные тайны других девушек, сама же совсем не торопится говорить ему о своих. Да и зачем? Девушка не должна признаваться первой. К тому же это будет смешно — ему и так некуда деваться от женского внимания. Нет, она станет ему просто другом.
Хотя… Борис Минаев, автор биографической книги «Ельцин» в серии ЖЗЛ, пишет: «Когда Наина Иосифовна начала рассказывать мне о том, как все это было, она сделала паузу и, волнуясь, сказала: «Понимаете, у меня с самого начала нашего знакомства было какое-то странное чувство… что я знаю Борю давно, с самого детства, как будто мы выросли вместе…»
По версии Ельцина, обратить внимание на тихую однокурсницу Бориса заставил... отличный студенческий аппетит. «Из ее комнаты напротив всегда вкусно пахло! – признался однажды Борис Николаевич. – В домашних борщах и пирогах она знала толк! Так мы и подружились - исключительно на почве кулинарии».
Общий студенческий быт — так называемый «колхоз», когда вся нехитрая еда идет на общий стол, а Боре Ельцину, кстати, присвоили шутливое звание «председатель колхоза» — способствует тому, что каждый вечер они сидят за одним столом. «Мы, девчонки из соседней с ними комнаты, порой готовили ребятам ужин и ждали их, потому что они задерживались допоздна на соревнованиях», — вспоминает Наина Иосифовна.
Еще одна деталь: Клавдия Васильевна, мать Ельцина, регулярно приезжала в общежитие, на денек — привезти из дома какой-то еды, повидать сына… Спала она, естественно, в комнате девочек… на кровати Наи Гириной, вдвоем, валетом. «Почему? Просто моя кровать стояла удобней, чем у других, половину ее заслонял шкаф», - рассказывала Наина Иосифовна.
По отношению к Наине Ельцин вел себя довольно странно. Ухаживать за ней он не собирался, при всех называл «просто подружкой», при встрече целовал в щечку, но при этом... жутко ревновал ко всем ухажерам! «Их было не много, - рассказывала Наина Иосифовна в одном из интервью. - Но, заприметив меня с кем-то, он всегда устраивал мне допрос: «Кто это? Ты с ним встречаешься? Он тебе нравится? Вы уже целовались?». Робкую девушку это смешило и пугало одновременно.
Но однажды Ельцин поцеловал Наину после долгой прогулки по ночному парку. Было это на втором курсе, после праздника по случаю 7 ноября. Сердце девушки замерло от волнения. Однако утром следующего дня Ельцин сделал вид, что вчера ничего «такого» не случилось. «Привет, подружка!» - лишь небрежно бросил он ей при встрече. Разгадать поведение парня девушка так и не смогла. Третий, четвертый и пятый курс пролетели без каких-либо «романтических поползновений» со стороны Ельцина к Гириной.
Как писал Ельцин в своей книге «Исповедь на заданную тему», их платонические отношения продолжались долго, хотя внутренне он понимал, что крепко влюбился и никуда ему не деться.
Сама же Наина не проявляла никакой инициативы, несмотря на то, что чувства к Ельцину у нее были. Почему? Не позволяло строгое воспитание? Или она считала, что серьезные решения мужчина должен принимать сам?
И вот настало время расставания. Выпускник Ельцин получил работу в Свердловске, а выпускницу Гирину отправили в Оренбург. «Тогда я думала, что больше не увижу его никогда», - вспоминает Наина Иосифовна*.
Однако через год бывшие однокурсники встретились снова, чтобы остаться вместе навсегда.
Конечно, после окончания института Борис и Наина писали друг другу письма, многие до сих пор хранятся в семейном архиве. Но разве могли они заменить живое студенческое общение? И вдруг - телеграмма: «Наина, срочно приезжай! Борису плохо! Сердце!» Внизу подпись: Сережа Пальгов (общий знакомый по вузу.)
Вспоминает Наина Иосифовна: «Я мчалась к Боре с самыми жуткими мыслями в голове, а он... встретил меня румяный, бодрый, здоровый, да еще и с улыбкой! И все потому, что телеграмма оказалась розыгрышем!»
«Иначе ты бы не приехала!» - таким на первый взгляд немного странным аргументом оправдал свое поведение «шутник» Ельцин. И сразу же предложил Наине пожениться. «Ведь сердце и правда болит, только от любви!» - добавил красавец-романтик. Да, «он предложил ей сценарий, на который так чутко отозвалось ее сердце, воспитанное на романтике советских фильмов, на эстетике великих чувств — любовь сквозь испытания. Он угадал то, что ей было нужно, чтобы окончательно во всё поверить», - пишет Борис Минаев в своей книге.
Со свадебным торжеством решили не медлить. Фасон подвенечного наряда Наина придумала сама, сшила знакомая умелица. С кольцами даже заморачиваться не стали – комсомольцы таких вещей не признавали, а Ельцин и вовсе украшений не любил.
«Свадьбу мы запомнили на всю жизнь, ребята сочинили целую оду, подарили нам смешную самодельную газету, какие-то веселые плакаты, другие забавные сюрпризы, — вспоминал Ельцин. — Гуляли всю ночь. Но это оказалось не все. Поскольку в Доме крестьянина не всем хватило места, мои родственники стали требовать еще одну свадьбу. Провели свадьбу для родственников. Приехали в Оренбург, а там родные Наи тоже требуют свадьбу — третью по счету. А семья у нее настоящая, крестьянская, со старыми традициями. Сыграли и там, у нее в доме, человек на 30».
Так началась история первой леди России, длиной в полвека…
*Один слух долгие годы преследовал Наину Иосифовну – о возможных отношениях с Юрием Гагариным. Они действительно могли встречаться. В 1955-м будущий космонавт учился в Оренбурге, где как раз начинала карьеру Анастасия Гирина. По версии экс-руководителя пресс-центра ЦК КПСС Николая Зеньковича, писавшего о родственниках высшего руководства СССР, Наина ходила с Гагариным на танцплощадку и хорошо знала его родителей. Когда вернувшегося из исторического полета Юрия показали по телевизору, соседка Ельциной Клавдия Шерстнева сказала ей: «Вот за кого надо было замуж-то выходить! А то сидишь тут со строителем...»
Но Наина Ельцина категорически отрицала не только романтические отношения, а даже факт знакомства с Гагариным. По ее словам, сплетню выдумала Шерстнева. Уже в наше время Ельцина объяснилась с дочерью первого космонавта, и та ответила ей, что в их семье никто в эту историю не поверил.