Город Сарай, первая столица Золотой Орды, раскинулся на восьми холмах на расстоянии 12 верст вдоль Ахтубы, где ныне село Селитренное. Когда совершал свое путешествие Петр Симон Паллас (1741–1811), здесь стояло еще весьма значительное количество достаточно внушительных развалин со стенами до 9 сажен вышиною, облицованными поливными изразцами. Например, высота кремлевской стены в Москве от 5 до 19 м в самом высоком месте. 9 сажен это 19,44 м, т. е. через 500 лет после разрушения Тамерланом остатки стен были выше или равны Кремлевской стене в самом высоком месте. Самые древние русские поливные изразцы были найдены при восстановлении собора Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, это конец 13 — начало 14 века. Т.е. это не ранее строительства старого Сарая, он уже существовал в 1254г. при путешествии Рубрука. Вот что пишет Паллас: «В ширину на версту или две ничего не видно, кроме щебня и следов от зданий или кирпичом выкладенных рвов, а на холму великолепнейшее строение города и, как кажется, большою стеною окруженный замок находился… там видны еще великие остатки от двух зданий, из коих… второе было жилым домом со многими отделениями, первое… можно почитать за могилу».
Ибнфадлаллах Эломари (занимал должность секретаря при Египетском султане Эльмелик-Эннасыре. Сведения свои о Золотой Орде автор наш почерпнул главным образом из личных расспросов лиц, ездивших туда по торговым и дипломатическим делам) о Новом Сарае рассказывает, что он без всяких стен, что место пребывания царя там большой дворец, на верхушке которого находится золотое новолуние, весом в два кынтаря египетских. Дворец окружают стены, башни, дома, в которых живут эмиры его. В этом дворце их зимнее помещение. Сарай место, куда направляются товары, в нем рынки, бани и заведения благочестия… По Ибн-Арабшаху: «Сарай сделался средоточением науки и рудником благодатей, и в короткое время в нем набралась добрая и здоровая доля ученых и искусников… Сарай один из величайших городов по положению своему и населеннейших по количеству народа». Здесь, по Ибн-Батуте «13 мечетей для соборной службы», «красивые базары и широкие улицы» - «переполнены людьми», «живут асы, кипчаки, черкесы, русские, византийцы», при чем «каждый народ живет в своем участке отдельно, там и базары их»; «купцы и чужеземцы из обоих Иранов, Египта, Сирии и других мест живут в особом участке, где стены ограждают их имущество». Обследование местности Царёвских развалин в 1843 г. титулярным советником А.В. Терещенко установило наличие каналов и искусственныхозер. Из дневников Терещенко здания построены из кирпича и извести, в т.ч. площади мощены кирпичом.
А.Ф. Леопольдов говорит о развалинах «от села Пришиба через город Царев, почти до деревни Колобовщины, сплошных на 15 верст и большею частью огромных… остатки зданий прорезывают 4 реки… правильность в расположении улиц обнаруживается… против Сахарного Озера и там, где стоит Царев, а прежде была, вероятно, средина города… Недалеко от Пришиба — развалины реже, дворы и сады просторнее… Около Тутового ерика… дворец… вокруг главного здания которого обходит канава, проведенная в сад… По углам и вблизи вырыты водоемы, наполнявшиеся водою из канавы… В полверсте отсюда лежат другие развалины… можно узнать дом, пристройки, сад, канавы и водоемы… Развалины по реке Кальгуте сплошные и обширные...»
Таким образом, развалины простираются на 15 верст — это 16 км. Например, диаметр Садового кольца в Москве 5 км. Напомню, что Садовое кольцо стоит на месте Земляного города, вала с 5 м-ой деревянной стеной со рвом, по которому до конца 17 века проходила граница Москвы. Сравните диаметр каменного города 14 века в 16 км и диаметр деревянной Москвы 17 века в 5 км.
Кроме Старого и Нового Сараев в этот период на Волге были еще впечатляющие каменные города. Например, развалины города Тартанлы, имеющегося на карте Пицигани (1367 г.), Ф.К. Брун усматривает в Мечетном городище (в 17 верстах выше Царицына-Волгограда). Паллас видел здесь «изрядные остатки древнего татарского города… следы четвероугольной крепостной стены… на крутом буераке». О следах каменной стены и фундаментах зданий на изрытой площади говорит и Фальк, также Фаддеев, позднее Бесчинский.
Бельджамен упоминается Абульфедой, имеется на карте Каталанского атласа и Фра Муре. Спицын вслед за другими отождествляет Бельджамен с Водянским городищем.
Укек, нынешний Увек, на южной окраине Саратова, упоминается у Марка Поло и Рубрука и таким образом в 1262 г. уже являлся достаточно значительным городом. Ибн-Батута характеризует Укек «городом средней величины, но красивой постройки». Х.М. Френ писал, что здесь «на берегу стоял прекрасный каменный замок… а к нему прилегал город»…, что в 1579 г., агент английской торговой компании Христофор Борро видел «часть развалин цитадели и некоторые гробницы, на одной из которых была изображена фигура человека на лошади с луком в руках и колчаном со стрелами на боку», а на коне «гербовой щит с высеченными и частью разрушенными буквами»… Александр Минх приводит справку, что еще в 1878 г. на Увеке можно было увидеть до 1000 развалин строений - «кучи от 3 до 10 сажен окружности в основании и 6 аршин высотой» (от 6,5 м до 22 м окружности и более 4 м высотой); одна куча достигала 40 саж. окружностью и представляла правильный четырехугольник. Эта куча почти 100 м окружностью, представляете какой кирпичное многоэтажное здание было.
К сожалению, все эти поселения пострадали не от Тимура, а больше от того, что позднее были превращены в каменоломни, место добычи кирпича. Александр Минх в «Историко-географическом словаре» приводит цитату, согласно которой в 1631 г. было «велено брать на Ахтубе кирпич и ханскую мечеть, и дом ханский сломать, чтобы было (для застройки Астрахани) довольно как белого камня, так и железа от Ахтубы».
Материал для сооружения Астраханского кремля брался и ранее, с 1582 г., когда стали строить кремль. О разрушении золотоордынских городов с целью добычи кирпича для астраханской городской стены, а затем церквей, монастырей и других зданий, - рассказывают Адам Олеарий (1636 г.) и Стрюйс (1669 г.). В 1860 г. для саратовских мостовых было вывезено с Увека громадное количество кирпича, а также плиты с надписями: «камень ломал Маурин (владелец Увека) из древних фундаментов».
Тем не менее, остатки развалин золотоордынских городов сохранились настолько, что вполне представляется возможным дать общую характеристику нижневолжского города 14 столетия.
По Пржевальскому, на Дальнем Востоке сохранились развалины городов времени Чингизидов со стенами. В обоих Сараях по-видимому не было общегородских стен. Эломари говорит - «дворец окружают стены и башни». Леопольдов видел близ деревни Зубовки «развалины зданий, представляющие ряд правильных укреплений с валами и бастионами: внутри находились два здания, связанные между собой переходом или аркою, одно огромнее другого, но в обоих заметна роскошь материалов». И в Сарае были отдельные кварталы, обнесенные стенами, например, знати и торговые. На Укеке выявляется христианский квартал, который, возможно, был обнесен стенами, как говорит Ибн-Батута. В ближайшей окрестности дворца находились дома эмиров хана, а на окраинах жила городская беднота.
Бельджамен и Укек лежали вблизи границы и на важных торговых путях и, естественно, имели общегородские стены. Златоверхие дворцы, мечети, бани, караван-сараи, сады, школы, скиты, вблизи города некрополи с роскошными мавзолеями, загородные дворцы и усадьбы — все это можно было отыскать не только в описаниях у арабских писателей, но реально под буграми кирпича и щебня еще недавно.
Войеков в 1813 г. видел среди Царевских развалин «водопроводы из ближнего озера, по которым еще бежала вода чрез свинцовые и глиняные трубы, обмазанные внутри весьма крепким составом, который с трудом можно разломать железом»; водопроводные трубы «под основаниями зданий и около них» были обнаружены Терещенко там же, членами Саратовской УченойАрхеологической Комиссии в 1888 г. на Водянском городище, позднее в значительном количестве на Увеке. Глиняные водопроводные трубы с Увека в экспозиции Саратовского краеведческого музея. В Цареве Леопольдов видел каменную плотину, с помощью которой «спертая вода разливалась в каналы», которыми, как сообщает Терещенко испещрена площадь новосарайских развалин. Вспоминая, что еще в начале 19 века были видны улицы и переулки, то отметив строгую прямолинейную планировку, вслед за арабскими писателями можно удостоверить благоустроенность золотоордынских городов.
Краснодубровский описал на Увеке развалины 2-х этажного здания, занимавшего площадь 50 кв. саженей (это 233 кв.м) и включающего в себя несколько круглых и несколько квадратных зал». В Саратовском краеведческом музее хранится часть мозаики стен этого строения.
Около деревни Колобовщины Терещенко (это 1843 г.) видел холм строительного мусора до 15 саженей высоты и 100 саженей окружностью, окруженный рвом; старожилы рассказывали, что они видели тут стены, столь широкие, что по ним можно было разъезжать тройкою, и что на углу стояла башня. А теперь вдумайтесь, куча кирпича высотой 32 м и 216 м в окружности. Это 10-этажный дом. Какой высоты должно было быть целое строение в 14 веке? С 18-этажный дом или больше? Впечатляет.
Терещенко находил большое количество изразцов, обломки колонн, разноцветную мозаику, гранит, разноцветный мрамор. Также Леопольдов перечисляет найденные в Цареве: «мраморные колонны, карнизы, балюстрады, косяки с разными вырезами, плиты полумраморные, которыми выстилались полы, изразцы, выпуклые, гладкие, разноцветные, вроде мозаики, карнизы алебастровые, отделанные под мрамор...». Саблуков, повторяя то же, знает и частую позолоту, а в садах фонтаны.
На Увеке были найдены квадратные плитки с почти натуралистически исполненными цветочками на голубом фоне, усеянном черными, желтовато-белыми и красными пятнами. Терещенко находил изразцы с изображением лилий, тюльпанов, незабудок и др. с письменами.
На ум приходят Тадж-Махал, Пальмира, Рим, Царьград.
Дома со сложной системою центрального отопления, отделанные мрамором и изразцами, водопроводы, геометрически правильно распланированные улицы и площади, караван-сараи, мечети и храмы других религий (в Укеке были православный, католический, армянский храмы и синагога), грандиозные мавзолеи, шелковые ткани и парча из погребений, серебряная посуда, венецианское и персидское стекло в 13-14 в.в. По официальной истории эти города были построены буквально за несколько лет монголами, кочевниками! Марко Поло, Плано Карпини, Бенедикт Поляк и Рубрук видели и описали каменные города этих кочевников в Сибири и на Дальнем Востоке, а всем известный Пржевальский видел их развалины.
Это точно предки наших современных монголов? Как за одно поколение люди, незнающие ничего, опережают всех соседей на несколько столетий. Так не бывает, у более развитых народов учатся, подражают, выходят на уровень, превосходят. На это надо много поколений, ни один век. Меняются оценочные критерии восприятия, удобства жизни, ценности, запросы, не говоря про технический прогресс. Монголы в 13 веке находились на том же уровне развития как и их братья через Берингов пролив, у которых через 400 лет голландцы купили остров за бусы. Может быть это другие монголы? Но не буду отнимать хлеб у альтернативщиков.
Я хотел обратить внимание на другое. Не могут варвары планировать города, строить школы и бани, решать все межнациональные и межконфессиональные проблемы, строить кирпичные строения высотой 30 м и выше, проводить водопровод и отопление в 13 веке. Для сравнения, в Европе и в романовской России к этому пришли только в 19 веке, через 500 лет после уничтожения ордынских городов в российских и европейских городах занялись планировкой улиц, стали появляться общедоступные школы и бани, водопровод и отопление, научились строить высотки из кирпича. Насчет Тимура: можно вырезать или увести в рабство население, сжечь деревянные постройки, но нельзя с налета уничтожить каменные города. Не было тогда динамита, да, и тратить свои ресурсы на это никто не будет.
Вот и получается, что разбирала российская власть столетиями дворцы и мавзолеи на свои нужды. Представляете, например, разобрать Тадж-Махал, кстати, это родственники наших ордынцев через 300 лет, и построить астраханский кремль, десяток церквушек, десяток одно- и двухэтажных домов и замостить пару улиц. Вы скажете, это было 300 лет назад, а вам скажу это продолжается до сих пор. Например, Укек был окончательно разрушен уже при Советской власти. Прибрежная часть городища, где находился порт и генуэзские кварталы, пострадала от затопления Волгоградского водохранилища, другая часть уничтожена при строительстве железной дороги, проложенной через территорию памятника при строительстве ж/д моста в 30-е гг. 20 века. Остатки городища расположены под современной застройкой на территории Заводского района г. Саратова и заняты поселком Увек. Все научные исследования, когда-либо проводившиеся на Увеке, несопоставимы с масштабами безудержных разрушений и разграблений этого богатейшего комплекса. Во всех крупнейших музеях России и мира ( Эрмитаж, Лувр и Британский музей), во многих частных коллекциях есть предметы с Увека, и среди них представлены истинные шедевры мировой культуры.
Список используемой литературы:
1. Ф. Баллод «Приволжские Помпеи». - Государственное издательство (М., - Петроград). -1923.
2. Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней. - Саратов: «Надежда». - 1996.