Найти тему

"Двенадцать стульев" из русского романа 1920-х гг, разлетевшиеся по всему миру

Автор: Luau

Переводс арабского: Павел #Гулькин

Кто из нас не помнит полное приключений путешествие Хамуди аль-Харти в сопровождении Халила ар-Рифаи в телевизионном фильме, который был снят в 1971 году под названием (6 стульев). Подобное произведение глубоко западает в память, благодаря своему незамысловатому комедийному характеру, который можно охарактеризовать как «легко запоминающееся чтение». Здесь следует отметить, что прототипом этого произведения является небольшой роман, написанный в Советском Союзе в 1928 году - "#12_стульев". Итак, какова история этого романа, и как он разлетелся по разным странам мира?

Перипетии разлета романа по миру

Победное шествие #романа по миру началось с небольшого, невыразительного романа на советской литературной сцене 1920-х годов, написанного двумя малоизвестными романистами из #Одессы - Ильей Ильфом - журналистом #еврейского происхождения, который получил известность после успеха своих произведений, написанных в сотрудничество с другим журналистом - Евгением Петровым в 1920-е годы. Этот тандем стал известен просто как (Ильф-Петров), благодаря их совместной работе над литературными произведениями. Вдвоем они опубликовали два известных сатирических романа: первый - в 1928 году под названием (Двенадцать стульев) и второй - в 1931 году под названием (Золотой теленок), а также сатирическое описание #Америки под названием (Одноэтажная Америка), в котором они задокументировали своё путешествие по Соединенным Штатам между 1935 и 1936 годами.

Цель написания романа этих двух энтузиастов - журналистов-коммунистов в начале сталинской эпохи, заключалась в том, чтобы высмеять символы ушедшей царской эпохи после большевистской революции в период эскалации идеологического пуританства в конце двадцатых годов, равно как и приметы предшествующей эпохи, воплощенными в романе наряду с тремя главными героями: бывшим дворянином, профессиональным мошенником и священнослужителем, пытавшимися добыть спрятанные от национализации революцией сокровища. Повествование заканчивается на унизительной ноте, призванной продемонстрировать, что новое общество и его революционные ценности в конце концов восторжествуют.

Произведение рассказывает о главном герое (#Кисе_Воробьянинове) - бывшем аристократе, дворянине, который после Октябрьской революции и заката дворянской эпохи стал работать регистратором браков и смертей в уездном городке. На смертном одре его теща признается ему, что она спрятала свои семейные драгоценности, чтобы предотвратить их конфискацию большевиками, в одном из двенадцати стульев в столовой. Но её дворцовая мебель семьи была конфискована революционерами вместе с прочим семейным имуществом.

Киса полон решимости найти фамильные сокровища, и отправляется в свое комическое путешествие. Он знакомится со вторым главным героем - аферистом (#Остапом_бендером), который уговаривает Кису поделиться с ним частью сокровищ, если они их найдут. Несомненно, энергичный характер Остапа является необходимым дополнением для консервативной натуры Кисы.

В результате своего расследования тандем концессионеров узнает, что стулья будут проданы с аукциона в #Москве. Но купить их все вместе у них не получается из-за отсутствия достаточных средств - к несчастью для них стулья продаются по отдельности, что заставляет их скитаться по всей России в поисках каждого отдельного стула. В своих поисках они переживают серию комических приключений. Обнаружить, что отец Федор – приходской священник, также Оказался в курсе тайны семейного сокровища, спрятанного в одном из стульев, узнав об этом из исповеди свекрови (Кисы) перед ее смертью. Он стал также разыскивать спрятанные сокровища и неизменно следует за двумя авантюристами, но судьба наносит ему неотразимый удар, в результате чего у него заканчиваются деньги, он отчаивается в своих поисках и теряет рассудок.

Пережив множество приключений, они, тем не менее, обнаруживают местонахождение стульев одного за другим, но спрятанных в них сокровищ не находят. Киса и Остап в конце-концов обнаруживают местонахождение последнего стула. Киса убивает своего соперника (Остапа), чтобы в одиночку завладеть сокровищем, но обнаруживает, что драгоценности ещё раньше были найдены местными властями и использованы для строительства нового Дома культуры, где и был найден последний стул. В итоге в конце романа Киса теряет рассудок.

Популярность романа в мире

Остап Бендер в американской экранизации Мела Брукса
Остап Бендер в американской экранизации Мела Брукса

Роман вдохновил двадцать (sic! - прим. перев.) режиссеров на свою экранизацию в разных странах мира в разное время. Он послужил источником для производства первого фильма по мотивам этого произведения - совместной польско-чешской кинокартины, снятой в 1933 году под названием (Двенадцать стульев). Изначальный сюжет был в значительной степени изменен, но именно этот фильм позднее стал источником вдохновения для последующих экранизаций этого сюжета вместо самого романа. Состав действующих лиц, например, претерпел большие изменения: бывший дворянин был заменен комическим персонажем - парикмахером, который позже появлялся во многих других произведениях, вдохновленных этой кинокартиной.

В Великобритании чешский фильм сподвиг режиссера Монти Бэнкса в 1936 года (Берегите свои стулья, пожалуйста) на производство похожего фильма на студии Ealing Studios с Джорджем Формби в главной роли. Но английский фильм вносит одно дополнительное изменение, он повествует об истории поиска всего семи стульев, а не двенадцати. Живший в нацистской Германии немецкий режиссер (Э. В. Эмо) также почерпнул своё вдохновение из советского романа, когда снял свой фильм (Тринадцать стульев) в 1938 г. Однако немецкие создатели фильма не указали настоящих авторов романа (возможно, из-за еврейского происхождения И. Ильфа).В фильме снимались Хайнц Рюманн, Ганс Мозер, Анни Розар.

В #Голливуде по этому роману был снят первый фильм под названием "Это спрятано в стуле" в 1945 году с Фредом Алленом в главной роли, но на этот раз в фильме присутствовали всего 5 стульев. Они вновь сняли еще один фильм под названием «Двенадцать стульев» в 1970 году. Действие второго фильма разворачивается в 1920-х годах в деревне в Советской России, он рассказывает об истории мошенника, который ищет сокровища семьи аристократа, спрятанные внутри одного из столовых стульев гарнитура, состоявшего из стола и двенадцати стульев. Путешествие по поиску спрятанных сокровищ было показано как череда комических парадоксов. Фильм был снят Мелом Бруксом, в ролях - Мел Брукс, Рон Муди, Фрэнк Ланджелла.

В 1957 году по бразильской версии романа был снят фильм «Тринадцать стульев» с комиками Осарито, Ренатой Фронци и Зе Триндаде в главных ролях. В этой версии главный герой, которого играет Оскарино, унаследовал особняк своего дяди, который вскоре был конфискован из-за долгов, в результате чего из всего имущества у него осталось всего 13 стульев. Продав их, он впоследствии обнаруживает, что его семья спрятала свое состояние в одном из стульев. Поиск стульев и спрятанных в них сокровищ начнется заново.

В кубинском фильме («Двенадцать стульев»), снятом в 1962 году, повествуется о захвате социалистами имущества богатой старухи во время Кубинской революции. После её смерти её племянник узнает, что она спрятала сокровища в одном из стульев, и, поскольку все её стулья были «национализированы» и теперь находились во владении более дюжины разных людей, он начинает разыскивать их, пытаясь заполучить сокровище, которое, как он думает, по праву должно принадлежать ему. Режиссер: Томас Гутьеррес Алия, в ролях: Энрике Сантистибан, Рейнальдо Миравалес, Рене Санчес.

В арабском мире начало «стульно-сокровищнической» эпопеи положил сирийский сериал «Хаммам аль-Хана», выпущенный в свет в 1969 году. В нем в 13 эпизодах рассказывается история Хосни аль-Бурзана, унаследовавшего состояние своего деда, которое дед спрятал под обивкой одного из стульев. Но главный герой «разбазарил» эти стулья, некоторые - продавал, некоторые - дарил, не зная их секрета. Когда Гавар, Хосни и Абу Сая узнают эту историю, они предпринимают полное комических парадоксов путешествие по поиску стульев одного за другим и пытаются вернуть их, чтобы завладеть состоянием, спрятанным их дедушкой. В сериале снимались Дюрайд Лахам, Нихад Калаи и Рафик Аль-Субайе. Режиссер: Фейсал аль-Ясири из Ирака. Сценарий был написан Нихадом Калаи.

В Ираке драматический телевизионный фильм, о котором мы уже упоминали, был снят под названием (6 стульев) в 1971 году режиссером Мухаммадом Юссефом аль-Джанаби и, как указано было в субтитрах - по мотивам американского фильма («Двенадцать стульев», производства 1970 г.).

Чтобы окончательно вернуть роман к его истокам, в советском фильме («Двенадцать стульев»), снятом в 1971 году, сюжет во всех деталях придерживался основной линии романа. Режиссер этой кинокартины Леонид Гайдай, в ролях: Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин.

Странно ещё, что вездесущий Б. Камбербетч в роли О. Бендера не засветился - персонаж-то аккурат в его стиле и духе :)
Странно ещё, что вездесущий Б. Камбербетч в роли О. Бендера не засветился - персонаж-то аккурат в его стиле и духе :)

Особенность всех зарубежных экранизаций заключалась в том, что сюжеты этих кинокартин, начиная с чешско-польского фильма, были «выхолощены» с идеологической точки зрения. Это были тривиальные комедии, основанные исключительно на череде забавных эскапад, но удивительная ирония заключается в том, что это произведение вдохновило на создание своих кинопроизведений художников в самых разных странах мира и с разной «ориентацией» правящих режимов в этих странах.

Источник