Найти в Дзене

Каменные подземелья средневекового Ярославля

В последнее время в Ярославле возрожден ряд уникальных объектов, имеющих в основе сводчатые палаты XVII века. Своей мощью и масштабом они почти не уступают ярославским храмам. «Дом общества врачей» (ныне Музей им. В.Ю. Орлова) на Волжской набережной Так называемый «Дом врачей» на Волжской набережной хорошо знаком и лично дорог многим поколениям ярославцев. Вплоть до начала 2000-х гг. в нем располагалось родильное отделение городской больницы. Сегодня здесь развёрнута экспозиция Музея им. В.Ю. Орлова. Примечательно, что особняк, выдержанный в хороших формах русского классицизма, стоит на древнем подклете XVII века. По документам, первым его хозяином был торговец кожевенным товаром Рукавишников. Снаружи от старинной архитектуры осталась лишь арка крыльца с рундуком (на фото - внизу). Но именно она стала лейтмотивом всего здания. Зодчий 19-го века развил тему предшественника, увенчав свое творение арочным мезонином. В итоге из элементов разных эпох сложился образ – впечатляющий и устремле
Оглавление

В последнее время в Ярославле возрожден ряд уникальных объектов, имеющих в основе сводчатые палаты XVII века. Своей мощью и масштабом они почти не уступают ярославским храмам.

«Дом общества врачей» (ныне Музей им. В.Ю. Орлова) на Волжской набережной

Так называемый «Дом врачей» на Волжской набережной хорошо знаком и лично дорог многим поколениям ярославцев. Вплоть до начала 2000-х гг. в нем располагалось родильное отделение городской больницы. Сегодня здесь развёрнута экспозиция Музея им. В.Ю. Орлова.

«Дом общества врачей» (ныне Музей им. В.Ю. Орлова) в Ярославле, 1820-е гг. на подклете XVII в.
«Дом общества врачей» (ныне Музей им. В.Ю. Орлова) в Ярославле, 1820-е гг. на подклете XVII в.

Примечательно, что особняк, выдержанный в хороших формах русского классицизма, стоит на древнем подклете XVII века. По документам, первым его хозяином был торговец кожевенным товаром Рукавишников.

Снаружи от старинной архитектуры осталась лишь арка крыльца с рундуком (на фото - внизу). Но именно она стала лейтмотивом всего здания. Зодчий 19-го века развил тему предшественника, увенчав свое творение арочным мезонином. В итоге из элементов разных эпох сложился образ – впечатляющий и устремленный.

Вид «Дома общества врачей»
Вид «Дома общества врачей»

В 2010-х гг. стараниями основателя музея, безвременно почившего Ю.В. Орлова (1939-2016), была проведена научная реставрация здания.

Дом в ходе реставрации. Фото из собрания музея В.Ю. Орлова
Дом в ходе реставрации. Фото из собрания музея В.Ю. Орлова

В ходе работ восстановлен подклет XVII в. Обустроенные в нем музейные залы удивляют своим почти эрмитажным размахом.

Сводчатые палаты дома
Сводчатые палаты дома
Перспектива подклета
Перспектива подклета

Часто архитектуру называют «застывшей музыкой». Здесь, в фееричном царстве наполненных воздухом «парусов», она звучит слаженно и торжественно

Вид одной из сводчатых палат
Вид одной из сводчатых палат
-7

Удивительно, что древние мастера сумели перекрыть обширные пространства без применения опорных столпов.

Каменные своды подклета
Каменные своды подклета
Малая палата с лотковым сводом
Малая палата с лотковым сводом

Реставраторы выявили на сводах древние надписи «граффити». Рукописные артефакты решено было сохранить. Но расшифровать их пока никому не удалось.

Надписи «граффити»
Надписи «граффити»

Дом Сорокина, ул. Кооперативная, 12а

Другим примером может служить дом фабриканта Сорокина. Классический особняк также возведен на древнем подклете XVII века. Первыми его владельцами были купцы Викулины. Они разбогатели на выделке юфти – отменной по качеству русской кожи.

Усадьба Сорокина, середина XVIII - конец XIX в., на подклете XVII в.
Усадьба Сорокина, середина XVIII - конец XIX в., на подклете XVII в.

Цокольный этаж здания представляет собой обширный подземный комплекс.

В одном из сводчатых помещений
В одном из сводчатых помещений
Врезанный в свод оконный откос
Врезанный в свод оконный откос

Помимо больших сводчатых палат, в его состав входят и меньшие по размерам кладовые.

Малая «палатка»
Малая «палатка»
Хозяйственная мастерская в малой «палатке»
Хозяйственная мастерская в малой «палатке»

Сегодня в особняке располагается Ярославский филиал Финансового университета. В здании кипит жизнь, звучат молодые голоса. С древним домом связаны многие студенческие шутки и розыгрыши.

Студенты в сводчатой палате
Студенты в сводчатой палате

Например, если молодой человек заходит в аудиторию с излишне важным видом, девушки могут иронично заметить: «В палаты вошел князь Милославский».

Сценка в одной из палат
Сценка в одной из палат

А в усадебном парке под исполинским дубом по традиции проводится студенческий ритуал «Кот учёный».

Дубы в усадебном парке
Дубы в усадебном парке

Преподаватели же любят принимать экзамены в сводчатых аудиториях, поскольку для сотовой связи они недоступны, и получить на смартфон шпаргалку практически невозможно.

Учебная аудитория в сводчатой палате
Учебная аудитория в сводчатой палате

Дом на ул. Советская, 2а (ныне «Арт-Пространство «Тепло»)

На улице Советской между двумя большими «сталинками» находится неприметный с виду дом. Он также стоит на подклете каменных палат XVII в., принадлежавших уже знакомым нам купцам Викулиным.

Дом на ул. Советская (бывш. Ильинская), 2а
Дом на ул. Советская (бывш. Ильинская), 2а

Сегодня в историческом подземелье располагается культурный центр под названием «Арт-Пространство «Тепло», а также архитектурное бюро «Максимум» под началом Натальи Альбертовны Вяткиной.

Вход в подземелье
Вход в подземелье

С её слов, под древними сводами работается легко. Здесь, у истоков зодчества, рождаются свежие мысли. И тут же рядом именитые барды и рок-музыканты настраивают свои инструменты, художники развешивают на стенах картины…

Вид сводчатого подклета
Вид сводчатого подклета

Нужно сказать, что создание «Арт-Пространства» с его раскованной атмосферой потребовало огромного подвижнического труда. Дом достался Вяткиной после расселения коммунальных квартир. Весь подвал занимали кладовки с брошенным скарбом. Для приведения его в божеский вид пришлось на руках вынести десятки кубов грунта.

Юные посетительницы Арт-Пространства: «А здесь прикольно»!
Юные посетительницы Арт-Пространства: «А здесь прикольно»!
Белокаменная галерея
Белокаменная галерея

И лишь после выемки полутораметрового слоя удалось достичь пола 17 века. Зато результат получился впечатляющий. Могучие подпружные арки завораживают своей энергетикой, властно вовлекая вас в свое пространство.

Интерьер сводчатой палаты
Интерьер сводчатой палаты

Кто ж в детстве не увлекался рассказами о подземных ходах и загадочных подземельях …

«Комора» с входом в подземный коридор
«Комора» с входом в подземный коридор

Эти древние палаты также хранят немало тайн. В небольшой «коморе» начинается подземный ход, перекрытый лотковым сводом. По нему можно пройти около10-ти метров. Но затем лаз упирается в остатки советской теплотрассы. Обойти её пока не удалось.

По легенде, подземный коридор вел к утраченной церкви Великомученицы Варвары, а затем сворачивал к Волге.

Вид подземного хода
Вид подземного хода

Дом знаменит своей историей. Доподлинно известно, что с 1760 по 1762 гг. здесь проживал опальный фаворит Анны Иоанновны Эрнст Бирон (статью о ярославской ссылке Бирона см. на нашем канале). Находившийся при нем немецкий пастор давал уроки будущему основателю русского театра Федору Волкову.

Портреты Эрнста Бирона, Фёдора Волкова, Михаила Кузьмина
Портреты Эрнста Бирона, Фёдора Волкова, Михаила Кузьмина

И есть версии, что именно подвал дома Викулина, так называемый «кожевенный лабаз», был местом, где Волков ставил первые в России общедоступные спектакли.

И наконец, в 1872 г. в этом доме родился блестящий глашатай «Серебряного века», поэт Михаил Кузьмин.

Уголок сводчатой палаты. На арке – автографы бардов и рок-музыкантов, выступавших с концертами в «Арт-Пространстве»
Уголок сводчатой палаты. На арке – автографы бардов и рок-музыкантов, выступавших с концертами в «Арт-Пространстве»