Чемпион мира по аккордеону – о музыкальных границах, аккомпанементе для Петросяна и необходимости качать пресс
Оркестр русских народных инструментов им. Н. Н. Калинина Волгоградской филармонии верен своей традиции знакомить слушателей с выдающимися исполнителями, корифеями жанра. В апреле в Волгограде и Волжском состоялись концерты лауреата всероссийских и международных конкурсов, двукратного чемпиона мира по аккордеону Александра Поелуева. Прославленный музыкант и оркестр под управлением заслуженной артистки России Галины Иванковой понимали друг друга даже не с полуслова, а с полувзмаха дирижерской палочки и подарили публике удивительный концерт.
Музыкант Поелуев – это сочетание виртуозного владения инструментом и харизматичного сценического образа. Исполнителя отличают смелость и любовь к экспериментам, что вполне могли оценить волгоградские слушатели. Концерт начался с «Времен года» Антонио Вивальди, а завершился почти магическим действом: на закрытой шарфом клавиатуре аккордеона Александр исполнил «Карусель» Фоссена.
Вниманию зрителей были предложены интересные музыкальные «коллаборации»: аккордеон и саксофон, аккордеон и два баяна. Солисты оркестра Дмитрий Аствацатуров, Даниил Терещенко и Виктор Герасимов создали вместе с героем вечера яркие, запоминающиеся номера. Звучали адажио Альбинони и композиции Пьяццоллы, «Опаловый концерт» Гальяно и «Болгарская сюита» Вячеслава Семенова.
Многообразие музыкального материала в сочетании с мастерством исполнителя явило слушателям уникальные художественные возможности аккордеона. После концерта герои вечера – Александр и его аккордеон – отдыхали в гримерке. Разговор с корреспондентом «Граней культуры» Александр начал с рассказа о своем «друге».
На сцене с «однофамильцем»
– Вы играете на именном аккордеоне?
– Да, итальянская фирма Bugari сделала мне именной аккордеон. У меня несколько аккордеонов, но сегодня выступаю именно с ним. Это очень хороший инструмент, приспособленный для исполнения разной музыки. Кстати, довольно тяжелый, весит почти 16 килограммов.
– В появлении именного аккордеона наверняка сыграла свою роль ваша известность: вы гастролировали более чем в 30 странах. Публика в них сильно отличается?
– Может быть, по темпераменту: жители южных стран эмоциональнее, северяне реагируют более сдержанно. Но в целом восприятие публики зависит от того, как ты исполняешь. Когда тебе по-настоящему нравится твоя игра, то и публике нравится. А если ты недоволен собой, слушатели это чувствуют.
– То есть во время концерта вы уже его анализируете?
– Да. Хорошо, когда анализ не мешает игре. Скажем так, не всегда голова знает, как лучше. Иногда надо давать волю эмоциям. Когда тебя ведет вдохновение, неожиданно возникают очень интересные моменты в игре.
– У вас такой разнообразный репертуар. Чем руководствуетесь при его формировании?
– Играю музыку, которая мне нравится. И второй критерий: можно ли сыграть произведение на аккордеоне, не испортив его. Есть много примеров, когда джазовые или рок-музыканты исполняют классику в своей манере. Я считаю это вполне допустимым. Что, разумеется, не отменяет классического исполнения. Несколько лет назад, выступая на стадионе при ста тысячах зрителей, я понял: такая площадка требует и особой манеры исполнения, и определенной музыки.
Образно говоря, нужно сыграть несколько нот, но так, чтобы захватить всю эту огромную аудиторию. А есть музыка, которую не следует выносить на большие площадки. Я за то, чтобы раздвигать границы. Потому что бывают границы правильные, а бывают надуманные. Скажем, если бы Бах жил в наше время, думаю, он бы сочинял иначе. Потому что он был очень прогрессивным композитором, использовал все возможности, которые были в то время.
– Бах – любимый композитор?
– Да. Хотя нравятся многие, но Баха я выделяю. Не перестаю удивляться, как человек за свою жизнь мог написать столько гениальных произведений.
– В массовом сознании Иоганн Себастьян Бах – композитор, много писавший для органа. Орган и аккордеона ведь «родственники»?
– Да, природа звука очень похожа. Звук аккордеона, разумеется, «меньше» (хотя сейчас появилась возможность усиливать его, получать разные эффекты). Но при этом он более выразительный, гибкий. Ты «взял» звук и управляешь им, как певец своим голосом: можешь сделать громче, тише и т. д.
Две недели зимы достаточно
– Ваше первое впечатление как слушателя…
– …Было впечатлением телезрителя. Мне, наверное, года четыре было, я смотрел по телевизору, как артист играет на балалайке. Потом подошел к папе и сказал: «Вырасту – буду так же». С детства мне нравилось слушать музыку. Очень любил «Бременских музыкантов». В шесть лет папа привел меня в музыкальную студию, и я впервые взял в руки маленький аккордеончик. А года через два в студии был отчетный концерт. И я впервые вышел на большую сцену Дворца культуры, играл песню «День Победы» перед полным залом. Помню, очень волновался. Но когда вышел на сцену… свет софитов, ощущение огромного зала перед тобой – невероятный адреналин!
– Это определило профессиональный путь?
– (Улыбнувшись.) В какой-то степени. Огромную роль, конечно, сыграли родители. И мама, и папа всегда поддерживали мои занятия музыкой, были моими первыми преданными слушателями, помогали при поездках на конкурсы. Я учился в студии, потом окончил музыкальную школу. Год проучился в колледже искусств в моем родном Ростове-на Дону, а со второго курса уехал в Москву. Десять лет учился в столице: окончил Московский государственный музыкальный колледж им. Шнитке, Российскую академию музыки им. Гнесиных, прошел там ассистентуру-стажировку. Мне посчастливилось заниматься у выдающегося музыканта, композитора и педагога народного артиста России Вячеслава Анатольевича Семенова. Общение с ним оказало на меня огромное влияние в профессиональном плане. Я рад исполнять его произведения на концертах.
– Звание «чемпион мира» применительно к музыканту звучит довольно экзотично. В этом конкурсе действительно есть что-то спортивное?
– Пожалуй, интенсивность подготовки и жесткая конкуренция. Кубок мира по аккордеону – престижный международный конкурс, проходящий в разных странах. В 2002 году, когда я в нем участвовал, он проводился в Копенгагене. Победитель получает звание World Champion, что можно перевести как «Чемпион мира» или обладатель Кубка мира по аккордеону. Это сложное творческое состязание. Полгода усиленной подготовки, когда все твои мысли, действия направлены только на конкурс. Такой своего рода марафон. А я еще и участвовал в двух категориях! С этим конкурсом связано столько впечатлений и переживаний, что можно долго рассказывать. Скажу только, когда я выступил, нахлынула невероятная усталость: уже было все равно, какое место получу, просто хотелось домой. И когда мне присудили победу сразу в двух номинациях (такое случилось впервые в истории конкурса), конечно, эмоции захлестнули.
– Вы успешно окончили престижный московский вуз, но вопреки нынешней тенденции не стали «цепляться» за столицу, вернулись в родной город. Почему?
– Потому что мне нравится Ростов-на-Дону. У меня не получается жить по расчету. Делаю то, к чему лежит душа. Люблю юг. По мне чем больше лета, тем лучше. Две недели зимы вполне достаточно, чтобы на санках покататься. Еще неделю осени, неделю весны. А остальное – лето. Это было бы здорово!
– Вы не просто вернулись в родной город, но начали активно развивать в нем музыкальную культуру. В 2016-м стали арт-директором Кубка мира по аккордеону, который состоялся в Ростове-на-Дону…
– Думаю, мне просто повезло с педагогами. Моим первым учителем в музыкальной студии стал Александр Сергеевич Шачнев. В музыкальной школе я занимался у педагога Инны Николаевны Пилипенко. Мы с ней ездили на первые конкурсы, ходили на концерты. И до сих пор сотрудничаем. Вместе с Инной Николаевной и командой друзей несколько лет делали международный фестиваль «Аккордеон Плюс». В 2016-м впервые привезли в Россию Кубок мира по аккордеону. И Вячеслав Анатольевич Семенов помогал в организации этого фестиваля. Кстати, в Кубке мира, проходившем в Ростове-на-Дону, приняли участие музыканты с пяти континентов.
– Ваши выступления не раз показывали по центральным телеканалам. Что дает вам сотрудничество с телевидением?
– Да, было несколько съемок: ТВЦ, «Юморина» на канале «Россия 1». Сделали совместный номер с братьями Пономаренко. С Юрием Гальцевым выступал. Петросяну однажды аккомпанировал. Участие в съемках позволяет взглянуть на себя со стороны. Артисты эстрады дают очень точные, дельные советы в плане актерской доработки образа. Словом, это интересный опыт.
– В начале разговора вы сказали, что аккордеон весит 16 килограммов. Получается, нужно быть в хорошей физической форме?
– Безусловно. Благодарен папе, что он с детства приучил меня к физкультуре. Мы с ним занимались бегом, легкой атлетикой, плаванием. Я и сейчас хожу в спортзал, плаваю, бегаю. Аккордеон, баян – это немалый вес, серьезная нагрузка на позвоночник. (Улыбнувшись.) В какой-то степени можно сравнить с тяжелой атлетикой. Поэтому у нашего брата нередко бывают проблемы со спиной. Нужно тренировать мышцы спины, рук, ног, пресс качать. В общем, вести активный образ жизни.
видео о том с чем может столкнуться каждый музыкант, как перегрузки и неправильные занятия могут негативно повлиять на жизнь и судьбу артиста
– Недавно вы стали солистом Волгоградской филармонии. Чем намерены заняться в этом качестве?
– Да, с прошлого года, чему я очень рад. Рад сотрудничеству с оркестром русских народных инструментов и его замечательным дирижером Галиной Геннадьевной Иванковой, рад выступать перед отзывчивой волгоградской публикой. Планирую и дальше играть, развиваться, сочинять свою музыку. Словом, есть идеи, которые хочется реализовать.
Ирина БЕРНОВСКАЯ (Грани Культуры 2022)
Вы можете поддержать наш канал "Александр Поелуев Аккордеон" и мы сможем создавать больше качественных видео, статей, уроков! Спасибо!