С 81-й победой Lotus по-прежнему занимает 5-е место в таблице лидеров Формулы-1 за всю историю.
Первая победа была в 1960 году.
Тогда Стерлинг Мосс поднялся на пьедестал на Гран-при Монако.
Lotus является одним из самых громких имен в автоспорте. Каждый ребенок знал этот “английский Феррари” еще 25 лет назад. Команда гениального автоконструктора Колина Чепмена.
Такие пилоты как: Джим Кларк, Грэм Хилл, Йохен Риндт, Эмерсон Фиттипальди и Марио Андретти стали чемпионами мира на Lotus.
- 13 гонщиков выигрывали Гран-при на Lotus.
- Шесть чемпионатов мира среди пилотов,
- семь титулов конструкторов,
- 81 победа,
- 107 поул-позиций
- 71 самый быстрый круг
Эту статистику превзошли только: Ferrari, McLaren, Williams и Mercedes.
История Lotus начинается с Гран-при Монако в 1958 году и заканчивается в Абу-Даби в 2015 году. Однако для пуристов команда уже была похоронена в 1994 году.
Самая первая победа в мае 1960 года в Монте-Карло на Lotus.
Строго говоря, это не был и чистый успех Lotus. В “королевскую ложу” забрались не заводские водители Иннес Айрлэнд, Алан Стейси и Джон Сертис.
Первый настоящий Лотос
Так история успеха началась 29 мая 1960 года в пасмурный день в Монте-Карло. Для Колина Чепмена болид Lotus 18 был первым настоящим автомобилем Формулы-1 от его молодой гоночной команды. В нем уже содержались черты его философии дизайна: легкий, манёвренный, эффективный.
Расположение двигателя впервые оказалось за водителем. Купер продвинулся вперед со своей концепцией Т53 и со средним расположением двигателя.
Тогда Гран-при Монако все еще был настоящей гонкой на длинные дистанции. Победителю понадобилось почти три часа на 100 кругов.
Сэр Стирлинг поставил Walker-Lotus на лучшее место в стартовой решетке. Это была первая поул-позиция для английского бренда. Как обычно в то время, квалификация стала первым серьезным препятствием на Гран-при Монако.
Так что для Лэнса Ревентлоу было плохой идеей дебютировать в этой гонке со своей новой командой Scarab. Первое появление американской машины Формулы-1 закончилось отказом в квалификации. Чак Дей и Лэнс Ревентлоу на своих красивых, но неуклюжих “скарабеях” с передним расположением двигателя отставали от самого быстрого в квалификации Стирлинга Мосса на 11,3 и 12,2 секунды соответственно.
Американцы попросили Мосса протестировать их машину. Что-то подобное тогда еще было возможно. Пилот Lotus смог показать время на пять секунд быстрее на их болиде.
Его вердикт был прост: подвеска настроена слишком жестко.
Водитель Lotus в “скарабее”
Команда Scarab была не единственным новым дополнением ко второму Гран-при года. У Стерлинга Мосса наконец-то появился новый Lotus 18. Ferrari доверила прототип 246P с двигателем за водителем своему дебютанту Ричи Гинтеру. Итальянская команда купила Cooper в качестве примера и, основываясь на этих знаниях, сделала 246P из 246 Dino. Гинтер квалифицировал “пробный” Ferrari на девятое место в стартовой решетке.
Американец уступил всего три десятых Вольфгангу Графу Берге фон Трипсу, самому быстрому человеку в Скудерии Феррари. Результат тренировки должен был побудить Маранелло энергично протолкнуть проект среднемоторной группы.
Но Энцо Феррари не волновала концепция автомобиля. Для него технология определялась исключительно двигателем. Три Ferrari с передним расположением двигателя для Вольфганга Графа Берге фон Трипса, Фила Хилла и Клиффа Эллисона имели разные колесные базы. С 2160 до 2220 и до 2320 миллиметров.
Мосс ожидал наибольшего сопротивления не от коллеги по бренду Иннес Айрлэнд, а от различных Cooper-Climax в этой области. Чемпион мира Брэбхэм в квалификации поставил свой заводской T53 на второе место в стартовой решетке. Рядом с ним был вернувшийся домой Тони Брукс. Его товарищ по команде Крис Бристоу занял 4-е место.
Серьезная авария на тренировке
Уик-энд начался с плохих новостей для Ferrari. Клифф Эллисон попал в серьезную аварию в шикане. Англичанин вылетел из машины по высокой дуге и получил сложный перелом руки, сломанные ребра и серьезные травмы позвоночника.
Авария Эллисона стала вторым предупредительным выстрелом в сезоне, отмеченном многими серьезными авариями. Всего за 14 дней до Гран-при Монако Гарри Шелл попал в аварию со смертельным исходом во время гонки в Сильверстоуне, которая не была частью чемпионата мира. Американец перевернулся на мокрой трассе у Abbey Curve и врезался в стену. Три недели спустя Крис Бристоу и Алан Стейси разбились насмерть на Бельгийском Спа.
Большая авторулетка в дождливое воскресенье началась с захватывающей трехсторонней битвы между Стирлингом Моссом, Жоакимом Боннье и Джеком Брэбэмом.
Боннье лидировал на старте со своим заднеприводным BRM. Он смог защищаться от Мосса до 17-го круга. Затем начался дождь.
Это была самая сильная фаза Брэбэма. Чемпион мира сократил семисекундное отставание от Мосса и вырвался вперед.
После того как Брэбэм выбыл из гонки из-за вращения на 41-м круге и последующей дисквалификации за использование посторонней помощи, действие сосредоточилось на дуэли между Моссом и Боннье. Моссу пришлось заменить свечу зажигания в боксах, что дало Бонье преимущество. Но только на восемь кругов. Затем Мосс снова ушел вперед.
За это время количество осадков значительно усилилось. В коварных условиях Мосс действительно показал свой класс. Бонье пришлось сойти с дистанции на 78-м круге. Сломанный задний мост загнал его в боксы. Но гонка для шведа не закончилась.
Финиш
Когда на 79-м круге по трассе кружили всего четыре машины, в командных гаражах началась большая работа. Все ждали, пока Стерлингу Моссу покажут клетчатый флаг, чтобы затем отправить свои машины через финишную линию. Тогда очки начислялись за первую шестерку, но только за гонщиков, пересекающих финишную черту своим ходом.
Жоаким Боннье и Ричи Гинтер на среднемоторной Ferrari с отставанием в 30 кругов все-таки набрали чемпионские очки. Боннье был награжден двумя баллами.
Мосс отпраздновал свою первую победу в сезоне. Брюс Макларен был вторым, отстав на 52 секунды. Таким образом, аргентинский победитель защитил свое лидерство на чемпионате мира. В финале Фил Хилл проиграл новозеландцу десять секунд. Тони Брукс финишировал четвертым.
Очки должны были быть и у Иннес Айрлэнд. Вскоре после середины гонки второй пилот команды Lotus остановился на склоне у казино Монте Карло. Короткое замыкание парализовало катушку зажигания. Водитель Lotus начал буквально толкать свою машину в гору до конца маршрута.
Пересекая финишную черту, он отставал от победителя на 44 круга.
Стирлинг Мосс никогда не был чемпионом мира Формулы-1, он не выигрывал «24 часа Ле-Мана» или «Инди-500».
И все же он один из величайших гонщиков всех времен!
Сэр Стирлинг Мосс прожил 90 лет и оставил после себя огромное наследние в мире автогонок.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать самые интересные новости королевской гонки и не забудьте поставить лайк!
Спасибо!
Интересна история Формулы-1? Узнайте о самых преданных гонщиках серии!
#спорт #авто #гонки #формула 1 #новости #интересное