Найти в Дзене

Откуда взялась постправда

Оглавление

Постправда — это новая культура лжи, современный инструмент пропаганды и информационной войны в постиндустриальном обществе. Постправда возникает, когда каждый человек получает технические возможности создания и распространения информации, ранее доступные лишь профессиональным СМИ, но не несёт личной ответственности за её качество и достоверность.

Пропаганда — это инструмент тотальной политики вместе с дипломатией, экономическими мероприятиями и вооруженными силами. Ее цель заключается в экономии материальных затрат на мировое господство. (Гарольд Лассуэлл, 1927)

Постправда, в свою очередь — наиболее экономичная форма пропаганды, так как в процессы создания и распространения дезинформации вовлекаются массы убеждённых сторонников — индоктринированных добровольцев, не требующих за это никакой оплаты.

Постправда приводит к поляризации общественного сознания и эскалации конфликтов.

Постправда обесценивает свободу слова, подменяя её свободой безответственно лгать.

Постправда обесценивает стремление людей к познанию, поиску истины.

Постправда подрывает фундаментальные основы цивилизационного развития, создаёт в долгосрочной перспективе дефицит людей с адекватной картиной мира.

Постправда высокотехнологична: для управления пропагандистскими медиакампаниями используются достижения компьютерных наук, психологии и социологии.

Постправда — это антицивилизационное явление, болезнь роста человеческой цивилизации. Альфа-элиты, опьянённые технологическими возможностями и неолиберальной вседозволенностью, ведомые животной потребностью доминирования, тратят огромные ресурсы на попытки управления человеческими массами в своих корыстных целях. Попытки, временами успешные, но в долгосрочной перспективе обречённые на провал.

«Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней.»
«Человек был и остаётся животным. С низкими или высокими инстинктами. С любовью и ненавистью. Но животным он остаётся всегда.»
(известный германский пропагандист)

Дальнейшее цивилизационное развитие человечества становится невозможным без взятия этих животных инстинктов под контроль, без сознательного самоконтроля, без воспитания нового человека. Слишком мощны освоенные энергии. Слишком глобальны возможности. Слишком много жадности, агрессии и лжи. Как следствие, слишком высоки риски самоуничтожения цивилизации.

Чтобы избавиться от детской болезни постправды, необходимо осознать предпосылки постправды — психологические, политические, технологические. Невылеченная постправда способствует деградации и гибели цивилизации.

Психологические предпосылки

Для большинства людей сухие факты — это информационный полуфабрикат, который надо ещё проверить, сопоставить, осмыслить. Это требует эрудиции, которая невозможна без больших вложений труда с самого детства, и ментальных усилий, на которые у большинства людей не хватает ни времени, ни мотиваций. Мы склонны найти источник, которому доверяем, и потреблять информацию в виде готовых суждений, эмоций, выводов, подкрепляющих наши собственные убеждения.

Мы стремимся к психологическому комфорту. Стремимся держать риски под контролем и подсознательно радуемся, когда они реализуются где-то вдали от нас. Со странным удовлетворением читаем о катастрофах, которые лично нам ничем не угрожают. Нам важно пережить опасность, пропустить её через себя, но понарошку. Примерно по этой же причине мы охотнее распространяем ложь и негатив, чем правду и позитив. И это действительно связано с нашей животной природой, выживанием и эволюцией. Так было всегда.

Ложь летит, а Истина хромает вслед за ней.
(Джонатан Свифт)

Наш мозг живёт эмоциями. Мы легче запоминаем информацию, если она ассоциируется с яркой эмоцией, образом, даже если она негативна, связана с опасностью, потрясением, шоком. Мы легче верим в ложь, если она подана эмоционально, красиво, убедительно.

Нам проще находить готовые подтверждения собственным убеждениям, чем каждый раз думать, сопоставлять факты, делать самостоятельные выводы. Менять свои убеждения под влиянием новой информации для большинства людей нестерпимо больно. Почему так?

Мы массово совершаем ошибку самоидентификации, связывая свою личность и всё своё существо с теми убеждениями, которые пришли к нам извне. Они понравились нам в какой-то момент, запомнились под воздействием мимолётного впечатления, порыва, настроения… запали в душу, в общем-то, случайно. Произошёл инсайт, мы наконец осознали, как на самом деле устроен мир. Это сильная эмоциональная привязка, зачастую неосознаваемая. Начиная с этого момента наша психика начинает повсюду подыскивать подтверждения возникшей картине мира, обустраивая её как свою территорию, свою зону комфорта. Наша вера защищает нас от стресса, во что бы мы ни верили. Но мир устроен сложнее нашего понимания, он способен поворачиваться к нам новыми гранями. Наша защитная привязанность к фиксированной картине мира застит глаза, мешает нам увидеть эти новые грани реальности.

Откуда мы знаем то, что мы знаем? Кто нам это сказал? Почему мы доверяем именно этому источнику? Почему мы прекращаем сомневаться и искать истину или хотя бы достойные доверия источники, которые донесут до нас альтернативные точки зрения с не меньшей убедительностью? Почему мы боимся и всячески избегаем встреч с такими источниками?

Потому, что всему этому нас не учили — ни в школе, ни в университете.

Если бы мы знали, насколько легко обмануть наш разум!

Классики пропаганды Гарольд Лассуэлл и Уолтер Липманн ещё в 20-е годы прошлого века констатировали крайнюю уязвимость сознания среднего обывателя даже перед такими грубыми формами пропаганды, как многократное повторение.

Что с этим делать? Становиться цивилизованнее. В числе многого прочего это означает непрестанно изучать альтернативные мнения и картины мира, сравнивать их сильные и слабые стороны. Быть созерцательнее, не допускать самоидентификации, регулярно очищать свою ментальную территорию от деструктивных идеологий. Соблюдать меры цифровой гигиены — необходимое условие выживания в информационном пространстве для человека цивилизованного.

Цифровая гигиена

И.С.Ашманов, Н.И.Касперская. Цифровая гигиена. Питер, 2022.

Учиться распознавать приёмы манипуляции и пропаганды, иметь представление о когнитивных искажениях и законах распространения предрассудков в обществе. Именно методология научного познания способна противостоять и искренним заблуждениям, и намеренному обману.

«Худший враг пропаганды – интеллектуализм.»
«Пропаганда утрачивает силу, как только становится явной.»
«Независимое суждение требует возможности сравнения.»
(всё тот же германский пропагандист)

Политические предпосылки

Уолтер Липманн, американский писатель и журналист, автор концепции общественного мнения, предлагал передать управление пропагандой технократической медиа-элите, которая будет с помощью идей, образов, эмоций, стереотипов выстраивать мифологизированную картину мира, удобную властным элитам для управления обществом.

Джон Дьюи, американский философ и педагог, считал эту концепцию антигуманной и выступал в защиту общественного просвещения. По его мнению, люди сами могут противостоять пропаганде, обучаться навыкам критического мышления и определять ход обсуждения общественно значимых вопросов.

Уолтер Липманн (слева) и Джон Дьюи (справа)
Уолтер Липманн (слева) и Джон Дьюи (справа)

Идеологическое противостояние двух теорий пропаганды, Липманна и Дьюи, продолжалось несколько десятилетий до середины XX века. Что-то пошло не так, когда молодое сытое поколение, не знавшее войны, начав с протестов против скучной жизни, закончило антиправительственными выступлениями в Европе и Америке.

Студенческие волнения конца 60-х годов окончательно склонили властные элиты в пользу концепции Липманна. Они хотели найти повод для постепенной незаметной узурпации власти, и они его получили. Сделали вид, что не разобрались в истинных социально-экономических причинах бунтов. Как будто это было иррациональное деструктивное проявление коллективного бессознательного, для которого теперь необходимо выстроить систему контроля и сдерживания. Концепция Липманна оказалась подходящим решением проблемы. Последующее развитие СМИ в этом русле привело к «концу журнализма» и политике постправды.

Конец журнализма. Индустрия, технология и политика

Конец журнализма. Индустрия, технология и политика. Сборник статей под редакцией Алека Чарльза. Издательство «Гуманитарный центр», Харьков, 2016.

Одновременно неолиберализм окончательно закрепился в роли доминирующей идеологии капиталистического мира. После краха коммунистической идеологии в СССР, в однополярном мире, постправда стала инструментом «мягкой силы» в информационных и гибридных войнах. Цели не поменялись — экономия материальных затрат на достижение мирового господства.

Что с этим делать? Становиться цивилизованнее. Не властные элиты, а гражданское общество, осознав, что его сила в правде, может и должно предпринять усилия против политики постправды. Создавать общественные организации и профессиональные волонтёрские сообщества для перепроверки фактов. Добиваться репутационной и юридической ответственности за распространение дезинформации. Добиваться законодательной деанонимизации каждого пользователя в Интернете. Проводить уроки цифровой гигиены, истории науки, основ психологии в школах и университетах. Добиваться реванша гуманистической концепции общественного просвещения Джона Дьюи.

Технологические предпосылки

Технологии интернета и социальных сетей сделали средства массовой коммуникации дешёвыми и общедоступными. Теперь каждый человек может быть услышан миллионной аудиторией. Эта возможность стала новым видом ресурса, который человек может продавать вместе со своим личным временем.

Технологии манипулирования общественным сознанием, являясь одним из современных достижений гуманитарных наук, неплохо изучены, систематизированы и массово доступны. Этими знаниями пользуются пропагандисты всех мастей.

Технологии генерации фальшивых новостей, изображений, аудио и видео, основанные на глубоких нейронных сетях, позволяют генерировать фейки, трудно отличимые от реальных новостей и способные вводить в заблуждение массовую аудиторию.

Технологии таргетирования и управления медиакампаниями, опираясь на достижения компьютерных наук, психологии, социологии, маркетинга, позволяют воздействовать на массовое сознание целевых аудиторий намного эффективнее, чем это было возможно 20 и более лет назад.

Интернет-площадки отобрали у СМИ львиную долю диверсифицированных рекламных бюджетов, а вместе с ними и остатки независимости. Ныне практически все СМИ отрабатывают одну-две глобальные повестки, монополизированные крупнейшими игроками медиарынка и геополитики. Журналистика в массе своей поступилась принципами плюрализма мнений, объективности и непредвзятости. Она утратила не только функцию «четвёртой власти», но и базовую информационную функцию, поскольку пропаганда основана на замалчиваниях.

Что с этим делать? Становиться цивилизованнее с помощью технологий. Запретить анонимность в Интернете, приравняв личную ответственность за высказывания в сети к ответственности за высказывания в лицо, которая существует в реальном мире. Создавать децентрализованные распределённые технологические платформы для перепроверки фактов, разоблачения фейков, выявления манипуляций, поляризации общественного сознания и разжигания конфликтов. Создавать системы оперативного обнаружения и опровержения деструктивной пропаганды — правда может быть услышана только в том случае, если она звучит чаще, громче и убедительнее лжи. Создавать приложения, которые будут подсказывать пользователю, где в тексте или медиа-материале содержится обман или манипуляция, какие существуют альтернативные мнения, где искать доказательства или опровержения. Возрождать нормы профессиональной журналистской этики, утраченные к настоящему моменту во всём мире. Разрабатывать принципы, нормы и стандарты гражданской журналистики, учитывающие современные информационно-технологические реалии.

Подытожим

Постправда существовала всегда — в виде клеветы, слухов, сплетен. Подпитывалась особенностями нашей психики, уходящими корнями в антропогенез — эволюцию человека как хищного социального животного. Да, мы во многом остаёмся животными, но это не приговор. Мы принимаем этот биологический факт как данность и выводим из него нашу главную задачу саморазвития — менять свою животную природу. Менять как можно скорее перед лицом реальной угрозы тотального взаимного уничтожения.

Становиться цивилизованным, в числе прочего, означает понимать, как постправда отравляет информационное пространство, искривляет пути цивилизационного развития, служит для разжигания конфликтов и войн. В чьих корыстных интересах? Как именно они эксплуатируют наши эмоции, потакают нашим животным реакциям «свой-чужой»?

Нам довелось жить в эпоху информационных войн и небывалого лицемерия, и теперь понятно, что с цивилизационной точки зрения Джон Дьюи был прав. Противостояние теорий пропаганды не окончено, и просветительская концепция Джона Дьюи требует реванша.

Постправда усилена технологиями. Критическое мышление, умение оценивать надёжность источников, проверять и сопоставлять факты больше не гарантирует получения истинной картины мира. Теперь это лишь вход в один из «информационных пузырей», быть может, чуточку лучший в сравнении с остальными.

Самым действенным оружием против постправды является правда. Но и этого уже недостаточно. Необходим комплекс ответных мер — просветительских, законодательных, гуманитарных — усиленных сопоставимо мощными информационными технологиями.

#идеология #цивилизационная идеология #постправда #пропаганда