Доброго времени суток всем любителям истории!
Знаете ли вы историю «Азовстали»? Ведь сегодня мы постоянно слышим это слово, но не все знают, когда и как был построен завод, как он пережил Отечественную войну и восстанавливался после нее, что стало с производством во время 90-х.
Предлагаю сегодня познакомиться с историей комбината, расположенного на берегу Азовского моря.
- Предыстория. Когда-то Мариуполь назывался Павловском и, благодаря выгодному географическому положению и наличию порта, процветал за счет торговли углем и зерном за рубеж, а его климатические условия способствовали развитию курортного отдыха.
- Строительство. В конце двадцатых годов прошлого века Советский Союз взял курс на индустриализацию, а в феврале 30-го было принято решение о строительстве нового завода. Почему Мариуполь? Потому что здесь заканчивался самый недолгий морской путь для перевоза железной руды с Камыш-Бурунского месторождения. Для подготовки рудной базы в Керчи был создан трест «Керчьрудстрой.
Прочитав данную статью до конца, у вас не останется вопросов!
Строительство «Азовстали», как и многих индустриальных объектов СССР, двигалось мощными темпами. Бетон для первых печей стали укладывать в ноябре 30-го года, а в августе 33-го уже вышла первая партия чугуна.
292 млн – во столько обошлось советскому бюджету строительство завода.
С точки зрения экономики, завод был возведен в очень удачном месте, но с экологической точки зрения, строительство индустриального объекта сработало против жителей Мариуполя. Вредные выхлопы от производства металлов ветром относились в сторону жилых районов, и постепенно о курортном отдыхе в регионе можно было забыть.
Годы войны.
Немцы, понимая стратегическое значение завода, постарались сохранить производство на нем, отдав «Азовсталь» в пользование корпорации «Круппа». Но советское командование не могло оставить такой важный объект врагу, поэтому завод постоянно претерпевал диверсии подпольных групп и авиационные налеты. Это сдерживало немцев, планировавших использовать комплекс для своих целей.
Армия Гитлера покинула «Азовсталь» в сентябре 43-го, но от завода к тому времени практически ничего не осталось.
Освобожденный объект сразу принялись восстанавливать. Приказом номер 275 он был возглавлен Коганом и инженером Романько. Тем же приказом их обязали в течение двух недель оценить ущерб и предложить план восстановления.
Ровно год потребовался для решения задач, поставленных перед Коганом, и уже в октябре 44-го часть объектов «Азовстали» заработали на полную мощь.
Послевоенное время.
Для завода это было временем процветания. Его возможности и мощь росли с каждым годом. Раскинувшись на одиннадцати квадратных километрах, «Азовсталь» включал в себя более 4 десятков цехов и 8 десятков огромных помещений.
Для перемещения между цехами и корпусами существовали специальные трассы. «Город в городе», так называли завод местные жители. И это только видимая часть, расположенная над землей. А под ней – пятиуровневый город, в котором 24 км туннелей, 36 бомбоубежищ. Подземная часть может вместить до 12000 человек.
Постсоветское время.
После распада СССР «Азовсталь» был приватизирован. В 2006 его владельцем стал Ренат Ахметов. С тех пор слава завода начала угасать. Мощности производства упали. Причиной этому могли быть неблагоприятная экономическая обстановка или падение спроса. Некоторые обвиняют в упадке главу предприятия и его незаинтересованность в сохранении былых возможностей завода, который перед распадом Союза являлся одним из крупнейших в мире.
Вот такая история знаменитого металлургического завода.