Холодной петроградской зимой 1920 года Николай Гумилев и Осип Мандельштам добивались благосклонности одной и той же женщины — актрисы Александринского театра, красавицы Ольги Гильдебрандт-Арбениной. В итоге ее избранником стал третий — художник Юрий Юркун. Но в результате этого короткого, но яркого увлечения появился цикл любовных стихов, обращенных к Арбениной.
Одно из них — про загадочных «пчёл Персефоны», которые велели взять с собой «немного солнца и немного мёда». Кто это?
Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда,
Как нам велели пчелы Персефоны.
Мандельштам — один из самых «античных» поэтов, вся его поэзия пропитана эллинскими образами. Персефона — богиня царства мертвых. «Пчелы Персефоны» — это ее жрицы. «Дремучий лес Тайгета» — горный хребет в Лаконии, где, по преданию, находилась пещера, служившая входом в страну мертвых.
Это песня расставания, пропитанного светлой грустью. «Немного мёда» — это приношение богине страны смерти. В данном контексте можно говорить о стране смерти как о новом измерении, в котором отныне нет той любви, что связывала любовников ранее. Именно туда уходит женщина. Его прощальный подарок ей — нити с нанизанными на них мертвыми пчелами — символ истощившейся, высохшей любви.
Но трактовок может быть множество, ведь пчёлы — один из древнейших символов мировой культуры. Да и с Персефоной всё не так просто: она не только хозяйкат царства мертвых, но и богиня плодородия.
Возможно, у тебя есть своё прочтение?