Немного истории о питерских математических кружках
Хотелось бы рассказать немного о создании двух главных математических центров в городе на Неве: кружках при Дворце пионеров (текущий матцентр) и кружках Юношеской математической школы при ЛГУ (Санкт-Петербургский государственный университет).
Выдержка из книги САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ, Фомин Д.В., Санкт-Петербург 1994
В 1962—64 гг. в Ленинграде появились три физико-математические школы: 30-я, 239-я и 45-я школа-интернат при ЛГУ. На протяжении почти 30 лет именно они во многом определяли состояние дел с обучением одаренных школьников математике и физике. Больше половины студентов-ленинградцев, обучавшихся на математико-механическом факультете ЛГУ в последние годы, пришли туда из этих школ. Почти все ленинградские математики, окончившие школу после 1963 года, являются выпускниками этой «большой тройки».
Однако подход к обучению одаренных ребят в этих школах был разный.
В то время как многие из учеников 239-й и в меньшей степени 30-й школ получали свои основные знания в олимпиадных кружках, в физико-математической школе при ЛГУ кружки такого рода практически не функционировали. Упор делался на «более высокий уровень преподавания математики непосредственно на уроках и на систему факультативов, посвященных различным конкретным разделам высшей математики: алгебре, теории чисел, геометрии, топологии.
Кроме того, именно в это время (в 1962 году) была создана еще одна сеть кружков — Юношеские Математические Школы (ЮМШ) при ЛГУ и при ЛГПИ им. А. И. Герцена. Хотя в основном это были кружки менее элитарного уровня и в них занимались ребята обычно не столь одаренные, как в кружках Дворца пионеров или в физико-математических школах, но их было довольно много — в 70-х годах их количество достигло 20—25, и многие будущие математики, не имевшие громких олимпиадных успехов, получили свою первоначальную подготовку по «высокой математике» именно там.
Естественная конкуренция между школами «большой тройки» выливалась в основном в формы математических соревнований.
Однако в эти же годы наметилась тенденция разрушения этой стройной системы. Чрезмерный упор на спортивную сторону дела, поощрявшийся, безусловно, и в школах, и в кружках, постепенно привел к тому, что Ленинград стал колыбелью еще одного уникального явления: математического спортивного профессионализма. В усугублении ситуации сыграл роль и распад «большой тройки»: 30-я школа переехала в труднодоступное место в Гавани, 45-й интернат был буквально выброшен из города в Старый Петергоф. Осталась на месте лишь великолепно расположенная 239-я школа, но это, как ни странно, оказало ей не самую добрую услугу. Почти все математически одаренные школьники устремились туда, но из школы ушло несколько прекрасных учителей, в то время как очень активно работал...туристский клуб и процветала комсомольская работа.
В результате Ленинград оказался на другом полюсе шкалы математического образования. Вся работа сосредоточилась в небольшом количестве кружков, в которых зачастую бывает трудно выделить индивидуальность каждого учащегося и помочь ему развить свои способности. На это у преподавателя кружка, вынужденного восполнять пробелы, допущенные школой, просто не хватает времени. К тому же, поскольку мотивация занятий математикой в кружке построена на достижении олимпиадных успехов, ребята, не умеющие быстро соображать или не любящие решать «неудобные» задачи, могут выпасть из общего образовательного процесса и разочароваться в математике вообще.
Однако система кружков в Ленинграде имеет один большой плюс: если школьник любит математику и обладает какими-то способностями, то у него есть возможность развить в себе эти задатки, он почти наверняка попадет в орбиту математического просвещения, так как система привлечения одаренных ребят в математику разработана очень основательно. В городе имеется достаточное количество математических кружков и факультативов, в которых школьники, интересующиеся математикой, могут сделать первые (и не только первые) шаги в настоящую науку.
Одно из первых мест в этой системе, безусловно, занимают математические кружки Дворца пионеров, переименованного недавно во Дворец творчества юных. За 60 лет своего существования кружковая система Дворца пионеров накопила огромный опыт, в его кружках преподавали многие ленинградские математики: до войны 1935—40 гг. —М. А. Вержбинский, Г. Е. Цветков, М. К. Гавурин, Д. И. Фукс-Рабинович, С. П. Оловянишников; в первые послевоенные годы 1945— 50 гг. —3. И. Боревич, В. А. Залгаллер, А. С. Соколин.
Затем система расширяется, во Дворце одновременно функционируют несколько кружков. Их ведут (примерно 1950—60 гг.) И. Я. Бакельман, Е. Н. Сокирянская, М. 3. Соломяк, Г. В. Епифанов, А. А. Зингер, Н. М. Митрофанова, Ю. Д. Бураго, А. В. Яковлев, Б. Б Лурье, О. Н. Бондарева.
В 60-х годах помимо кружков Дворца пионеров работали кружки при математико-механическом факультете ЛГУ - Юношеская математическая школа (ЮМШ).
Некоторые преподаватели вели кружки в обеих конкурирующих фирмах. Среди энтузиастов, работавших со школьниками в те годы, можно назвать М. Л. Громова, А. И. Плоткина, Ю. А. Давыдова, Б. А. Пламеневского, С. А. Виноградова, А. В. Скитовича, С. Е. Козлова, С. С. Валландера, Ю. В. Матиясевича, И. М. Денискину, Б. А. Лифшица, И. Б. Френкеля, И. Я. Веребейчика.
Количество математических кружков в Ленинграде на протяжении следующего десятилетия было столь велико, что назвать всех преподавателей тех лет просто невозможно.
Упомянем лишь некоторых. Это А. Л. Лихтарников, В. П. Федотов, B. В. Некруткин, В. Я. Гершкович, И. Е. Молочников, И. С. Рубанов, О. А. Иванов, О. Я. Виро, Т. А. Братусь, А. Д. Яценко, C. А. Генкин, В. Е. Козырев, С. Е. Рукшин, М. Н. Гусаров.
Затем число кружков понемногу стало уменьшаться, и кроме кружков Дворца пионеров в течение 1980—90 гг. в Ленинграде ежегодно проводили свои занятия не больше 10—15 кружков.
Во Дворце пионеров преподавали С. Е. Рукшин, А. С. Голованов, А. В. Богомольная, Е. В. Абакумов.
Сильные кружки Юношеской математической школы при ЛГУ вели С. А. Генкин, А. А. Боричев, Д. Ю. Бураго, Д. В. Фомин, И. В. Итенберг, И. А. Панин, А. Л. Смирнов, А. Ю. Бураго, А. Л. Кириченко, К- П. Кохась, И. Б. Жуков.
Конечно же, невозможно перечислить всех энтузиастов, внесших свой вклад в благородное дело математического просвещения. Поэтому здесь отмечены лишь основные вехи и названы далеко не все те, кто достоин упоминания, — не в силу личных пристрастий автора, но потому, что многие имена уже забыты, а другие не попали в круг его зрения.
Пояснение редакции
1) Книга вышла в 1994 году и на тот момент мат.кружки (сейчас называют матцентр) находились еще во Дворце пионеров (Доме творчества или Аничковом).
Вопрос - когда матцентр переехал в 239 ? Есть мнение, что в 2008-2009 годах или в 1992-1993 годах? Хотя есть мнение, что в 1991 году...
2) Здесь говорится о двух системах кружков: о кружках в Доме пионеров и "при ЛГУ - кружки ЮМШ".
Надеемся, что этот отрывок поможет разобраться в системе математических кружков в Санкт-Петербурге и даст представление о том, кто и когда преподавал в них, и кто их создал.
Группа и чаты (беседы) о Физмат и химбио класса в СПб здесь: https://vk.com/club196271878