В YouTube передаче Гии Саралидзе российский адвокат Шота Горгадзе сказал: ''В Грузии я защищаю Россию, а в России Грузию''. И действительно, почти всегда получается именно такая картина. В чем причина этого? Причина в идеализации, которая существует с обеих сторон.
В России общественные деятели обычно говорят о Георгиевском трактате, о помощи грузинскому княжеству, о совместной истории, о том, что грузины неблагодарны, в Грузии же говорят о нюансах, которые были при всем этом. '' Да, в СССР грузины жили хорошо, но они работали, а дотации, которые воровали грузинские коммунисты, народа не касались. Да, Георгивский трактат был, но ведь он не подразумевал многое, что за ним последовало'' и т.д. И спорить здесь можно до бесконечности, не видя, что обе стороны идеализируют себя.
Влиятельный российский политолог и философ Александр Дугин в своей передаче оговорил как раз негативные аспекты, которые имели место, после чего подвергся критике, о чем говорил его друг, лидер ультраконсервативной антизападной партии Леван Васадзе:''Я читал комменатарии, там люди спрашивали, сколько ему (Дугину) заплатил этот грузин''. Васадзе же, в свою очередь, подвергается такой критике в Грузии за диалог с российской общественностью и дружбу с Дугиным.
Примечательно здесь то, что оба эти человека не выставляют какие-то комплексы, твердя ''Вы нам должны сапоги чистить за спасение от турок'', ''а Вы отобрали у нас землю, мы знать ни вас, ни Пушкина не хотим'', а ведут диалог, прекрасно понимая, что безопасность в кавказском регионе без солидарности Грузии невозможна.
Относительно недавно Леван Васадзе записал обращение к Владимиру Путину, оно довольно любопытно, стоит взглянуть.
Несмотря на годы конфликта, отношения между людьми довольно неплохие, туристы ездят в Грузию, грузины продолжают читать русскую литературу, Грибоедова никто из могилы не выкапывает, а все крикливые лицемеры, распаляющие только этот конфликт, уже сидят. Относительно недавно арестовали Николоза Гварамиа, который обещал ссать в вино, при всем при этом арестовали его за хищения госсредств. Госопдин Гварамиа много говорил о политике, но ровным счетом ничего не сделал для грузинских беженцев, к коим он и сам относится, умудрялся при этом заявлять, что мечтает, чтобы на Грузию упал метеорит.
Решение конфликта возможно либо мирным путем, как это предлагает Леван Васадзе, либо полным вхождением Грузии в состав России в результате конфликта, чего никто ни в России, ни в Грузии явно не хочет, в противно случае Грузия была бы давно присоединена.
Сходство и возможность понять друг друга у этих народов имеют свои корни в вечных войнах своих князей, в раздробленности и противостояниях. Сложно представить более понятную для России часть Кавказа, чем Грузия.