Что случается, когда встречаются таланты двух гениев, пусть и живших в разные периоды? И один одарен необычайным литературным талантом, а другой – талантом графика? Правильно, случаются очень талантливые иллюстрации. Пусть сегодня будет день, посвященный басням А.И. Крылова и иллюстрациям к ним В.А. Серова.
Что мы помним из школьной программы, какие басни Крылова читали? Что учили? «Ворона и Лисица», «Квартет», «Мартышка и Очки», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха». А всего А.И. Крылов написал более 200 басен. И крылатые выражение из них стали неотъемлемой частью нашего языка.
Причем сюжеты придуманы не им самим, а заимствованы у французского баснописца Лафонтена и переработаны. А Лафонтен – в свою очередь – перерабатывал басни древнегреческих Эзопа и Бабрия, римского Федра. А Федр переводил Эзопа и заимствовал у него. Так на основе литературы одного народа создается литература другого народа, отражающая именно его воззрения. Так обогащается мировая культура.
На выставке работ В.А. Серова, о которой продолжаю вам рассказывать, было представлено несколько рисунков, посвященных басням А.И. Крылова. Они датированы 1895-1911 гг. На протяжении столь длительного времени Серов вновь и вновь обращался к произведениям нашего гениального баснописца. Смотрите, как легко летал по бумаге карандаш художника! Как тонко чувствовал и точно передавал Серов животных!
С 1894 г., когда В.В. Матэ стал руководителем граверной мастерской Академии художеств, он стремился увлечь офортной техникой и своих друзей-художников. Серов под его руководством сделал первые шаги в гравюре. Его привлекало в офорте графическое своеобразие – определенность и твердость штриха, сохраняющего в то же время подвижную гибкость и свободу рисунка карандашом. Серов работал в это время над иллюстрациями к басням Крылова. Им было создано огромное количество карандашных набросков для басен, и он не оставлял мысли исполнить весь цикл в гравюре.
В басенный цикл входит всего 4 офорта: «Волк и пастухи», «Щука», «Волк и журавль», «Лев и лисица», Для него басни Крылова раскрывались в их безыскусной простоте художественной формы. Потому в офортах художник пытается освободиться от всего случайного и натурно-конкретного.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал! И заглядывайте сюда почаще. Здесь живет радость.
А вот статья В.А. Серов: женские портреты. Ч. 1.