Все мы, так или иначе участвуем в воспитании детей, своих или чужих. И ни один из нас не скажет: я знаю, как воспитывать. Процесс сложный. Всегда думаю, почему не учат нас, как правильно воспитывать людей? И понимаю, что научить такому ремеслу невозможно.
Не случайно, бытует мнение, что самые неудачные дети получаются в семьях педагогов. Не у всех, конечно), но примеров по жизни масса. Потому что иметь теоретические знания - это мало. Важно, что идет изнутри, из сердца.
Януш Корчак - литературный псевдоним, настоящее имя Хенрик (Хиршем) Гольдшмидт - известный польский педагог, писатель, врач, общественный деятель жил в 1878 по 1942 год. Оставил для потомков свои заповеди о воспитании детей. Вся жизнь этого человека пропитана гуманизмом, с ним он жил. с ним закончил свой путь.
В годы оккупации Польши фашистами, Корчак героически боролся за жизнь детей-сирот из основанного им детского дома, попавшего в фашистское гетто. До последней минуты жизни он был со своими воспитанниками. Трижды ему предоставлялся случай избежать смерти, но оставить детей, было выше его понимания.
Вместе со 192-мя детьми он погиб в газовых камерах Треблинки...
Януш Корчак приветствовал и утверждал в процессе становления детей основы самопознания, самоконтроля, самоуправления.
А заповеди, оставленные этим человеком живы и сегодня, применимы к нашим дням и нашим детям.
10 заповедей воспитания детей
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
- Не унижай!
- Не забывай, что самые важные встречи человека - встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
- Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Ребёнок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
- Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, неудачливым, люби глупым, неуправляемым маленьким, люби нескладным, эгоистичным, сердитым подростком, люби не оправдавшим надежды и ожидания, скрытным, странным, несчастным взрослым... Общаясь с ним – радуйся, радуйся всегда с полным правом, потому что ребенок – это твой праздник, который пока с тобой.
Да, трудно не согласиться с золотыми правилами, дарованными этим человеком. Или у вас имеются возражения? Почему нет, ведь процесс воспитания - творческий, индивидуальный.
Думаю, если хотя бы часть из этих пунктов применима к вашему общению с детьми - вы неплохой воспитатель.
Дети - это счастье, жаль что быстро вырастают. Не успеешь оглянуться - а ребёнок уже вырос и не очень нуждается в твоём участии и внимании.
Важно не упустить короткий шанс драгоценнейшего общения, который не повторится вновь... ну, разве что во внуках... Но это будут уже другие моменты.