Найти в Дзене
Gnomyik

Сударыня (гл. 1 "Дом с горгульями")

Все события вымышлены, такого графского рода на Руси не существовало и совпадения случайны.
События происходят в 1760-х годах при времени правления императрицы Екатерины II. Карета остановилась около высокого каменного забора, который был покрыт штукатуркой и покрашен к темно-красный цвет. Кучер спрыгнул на землю и обошел запряженных лошадей. Перед ними была большая лужа, поверх которой поваленное ураганом дерево. Кучер тяжело вздохнул. До ворот было совсем немного, но было видно, что до них сейчас никак не добраться. Кучер подошел к карете и постучал. Тяжелая штору отодвинул тонкая ручка в перчатке. - Ваше сиятельство, дорога завалена, никак не проехать. Но до ворот всего несколько шагов. Не изволите ли вы пройти, не дожидаясь пока расчистят дорогу. - Раз мы уже приехали, то пусть. – Услышал он уставший девичий голос. – Марьяна? - Да, сударыня. – Услышал кучер еще один голосок и после возню в карете. После этого дверь открылась и первой вышла девушка в простой одежде, поверх которой
Все события вымышлены, такого графского рода на Руси не существовало и совпадения случайны.
События происходят в 1760-х годах при времени правления императрицы Екатерины II.

Карета остановилась около высокого каменного забора, который был покрыт штукатуркой и покрашен к темно-красный цвет. Кучер спрыгнул на землю и обошел запряженных лошадей. Перед ними была большая лужа, поверх которой поваленное ураганом дерево.

Кучер тяжело вздохнул. До ворот было совсем немного, но было видно, что до них сейчас никак не добраться.

Кучер подошел к карете и постучал. Тяжелая штору отодвинул тонкая ручка в перчатке.

- Ваше сиятельство, дорога завалена, никак не проехать. Но до ворот всего несколько шагов. Не изволите ли вы пройти, не дожидаясь пока расчистят дорогу.

- Раз мы уже приехали, то пусть. – Услышал он уставший девичий голос. – Марьяна?

- Да, сударыня. – Услышал кучер еще один голосок и после возню в карете. После этого дверь открылась и первой вышла девушка в простой одежде, поверх которой был накинут просто плащ да платок. Девушка подала руку и из кареты показалась сама сударыня в дорогом коричневом дорожном платье и шубке.

Когда она спустилась, Марьяна закружилась вокруг своей госпожи, поправляя ее наряд.

- Не мельтеши. – Сказала ей молодая сударыня. – Проводишь нас. У кареты останется форейтор (прим. Автора подросток-кучер).

Сударыня увидела, как из-за ворот выглянул казачок (прим. автора – мальчики-слуги в усадьбе, одетые в казачий костюмчик. Казачки обычно докладывали хозяевам о приезде гостей, бегали с различными поручениями, разносили угощения), а после вновь убежал назад.

Сударыня осмотрелась, и взгляд ее привлекли большие скульптуры горгулий. Марьяна посмотрела на них и пискнула от ужаса.

- Это что за черти сидят? – Воскликнула она и перекрестилась.

- Это не черти. Это горгульи. – Сказала сударыня. – Горгульи когда-то служили тьме, но после перешли на сторону Бога нашего. И теперь считаются хранителями между миром зла и нашим миром.

- Черти и есть черти, как их не назови. – Сказала Марьяна и еще раз перекрестилась.

Дворовые широко раскрыли ворота, а некоторые вышли с топорами, что бы убрать дерево. Впереди всех шел казачок, годков которому было 10. Шел он гордо и широко улыбался.

Они поклонились.

- Добро пожаловать в поместье Кленовое графа Офольского, ваше сиятельство. – Сказал мальчик. – Позвольте, я сопровожу вас в поместье.

Сударыня кивнула. И пошла следом за мальчиком.

Скоро она зашла в просторный двор, где у входа стояли слуги, которые низко склонились. Вперед вышел немолодой мужчина в хорошем сюртуке, по которому сударыня сразу поняла, что это дворецкий.

- Добро пожаловать, сударыня графиня Офольская. Я дворецкий Владимир.

- Хорошо. Мы устали с дороги. Пусть нам подадут чай и согреют одеяло. – Сказала юная графиня и прошла в дом. Но у ступенек остановилась. – Казачок, как звать тебя?

- Василек я! – Бодро ответил мальчик.

- Будешь мне прислуживать. – Сказала сударыня.

Василек аж засиял весь.

Вскочил в дом сразу после графини и убежал.

- Уж слишком шустрый он. – Заметила Марьяна.

- Пусть. – Махнула рукой графиня. Она усталым взглядом осмотрела богатый дом. – Что ж, лучше, чем я думала. В такой глуши не ожидала такого дома. Где моя комната?

Следом за графиней вошли и дворовые и сенные слуги. Вперед выбежала женщина, нелепо поклонилася и позвала с собой.

- Если это сенная девка, то ждать всего придется, как смерти с косой. – Усмехнулась Марьяна.

Они прошли по коридору, увешанному картинами и уставленную вазами с сухоцветами и зашли в большую комнату.

- Совсем не топлено! – Сказала возмущенно Марьяна. – Вы же знали, что сударыня, жена графа приедет!

В комнату вбежал казачок, через плечо которого была перевязана охапка с дровами. Он быстро закинул дрова в камин, положил лучины и поджег его. После повернулся, весь сияющий, как новый начищенный самовар.

- Ваше сиятельство, сейчас и печь под вашей комнатой растопят. – Сказал Василек. – Через час в комнате будет тепло. Дом этот старый, но теплый.

Сударыня кивнула. Она подошла к креслу, и Марьяна помогла ей сесть.

- Одеяло девки уже греют. – Сказал Василек. – Чай так же скоро принесу, как будет готов. Чего-нибудь еще пожелаете?

- Позови дворецкого. – Сказала графиня.

Василек поклонился и убежал. Сенная девка, осталась стоять там же, где и стояла.

- Шторы раздвинь, темень какая! – Сказала Марьяна.

- Так это… Комнатой этой давно не пользовались. Уж как прабабка нынешнего графа померла, так и не пользовались. Заперта она была. Заходить было не дозволено. Вот окна и не мытые тут. А кто ж в холод такой окна моют. Еще мороз по утрам, треснуть могут.

Марьяна закатила глаза.

- А другие покои не нашлись? – Раздраженно спросила девушка.

- Так это… как хозяин приказал, так и сделали мы. Приказал эту, эту и открыли. Но тутака мебель вся новая, модная. Из города привезена. Да… и это… в шкафах так же платья куплены… все как граф велел. Он это… подробную инструкцию выслал.

- Как тебя звать? – Спросила сударыня.

- Анна я.

- Анна, хорошо. Проследи, за тем, что бы вещи мои в целости доставили. Да платье другое подготовь, домашнее, из тех, что граф сказал купить. Да обувь принеси. Марьяна все вам расскажет.

Марьяна поклонилась и быстро вывела Анну из комнаты.

- Ох, разгневали мы графиню! – Тяжело вздохнула Анна. – А мы же вас только завтра-то и ждали.

- Устала графиня, что бы гневаться. – Сказала тихо Марьяна. Она увидела, что идет дворецкий. Он прошел мимо женщин и зашел в комнату.

- Приготовьте к завтрашнему дню все книги амбарные, да с финансами связанные. – Сказала графиня. – Граф мне передал управление поместьем, буду знакомиться.

- Так Игнат Павлович уехал, будет только через три дня. – Сказал дворецкий.

- И по какому вопросу он отлучился?

- Так свадьба у родственницы егоной.

- Так в церкви, поди, уже обвенчалися, а дальше то будет пить да гулять. И важнее ему пьянка да разгул, чем хозяйку новую уважить.

Дворецкий посмотрел на совсем юную девушку, которая даже не смотрела на него, а смотрела на горящий огонь.

- Будет он завтра. Будет, как же не уважить новую графиню. – Сказал он.

- Можешь идти. – Сказала девушка изящно махнув своей тоненькой ручкой, которая была в перчатке.

Когда дворецкий вышел из комнаты, то его поджидала Марьяна.

- Всех слуг собери внизу. Буду инструкции давать. – Сказала она.

Марьяна зашла в соседнюю комнатушку, в которой теперь ей и предстояло жить, и скинула плащ, перчатки да шапку. После спустилась вниз.

- Вот, пожалуйте. 30 дворовых и 25 домашних душ. – Сказал дворецкий.

- Представлять всех не нужно. Всех не запомню, а постепенно раззнакомимся. – Сказала Марьяна. – Я Марьяна Волосова. Я правая рука графини во всех вопросах. И самое главное, что каждый из вас должен запомнить – графиня любит тишину. Говорить разрешается только в половину голоса. Никаких резких звуков, вскриков, окриков, ругательств. Это понятно?

Слуги закивали.

- Хорошо. У графини строгий распорядок дня, который ни при каких обстоятельствах не должен нарушаться. Просыпается она всегда в 5.45. К этому времени должна быть готова вода для умывания, теплая сорочка, и первый завтрак. После прогулка во дворе. Она гуляет в любую погоду. После прихода второй завтрак…

Дальше Марьяна рассказывала про распорядок дня графини и про ее привычки и предпочтения. В одежде, в еде, во всем. Графиня в это время скинула сама плащ и перчатки, сняла свою теплую шапку и осмотрелась.

Комната, в которой она находилась, имела два высоких окна, между которым были небольшие скульптурки горгулий. Большая кровать с балдахином, одним тонким и изящным, другим тяжелым и плотным. На стенах были модные обои, с причудливым рисунком. Картины на стене с видами природы. Стол для письма, шкафы, сундуки, большое зеркало и пустой столик для женских штучек. Старый камин, который был так же украшен статуями, и новый ковер у камина. И мягкий уголок вокруг.

Графиня, которой только пол года как исполнилось 16 лет, подошла к большому зеркалу. Одного взгляда было достаточно, что бы понять, что это зеркало старо, наверное, как и этот дом. И в раме так же были горгульи.

Графиня дотронулась до своих волос, заплетенных в простую прическу для дороги. Сегодня в них не было ни пудры, ни украшений. После посмотрела в свои большие синие глаза, словно два сапфира.

- Мы еще посмотрим кто кого. – Сказала тихо она.

В комнату вбежал казачок Василек. Он нес поднос с чаем, а за ним спешно ступала Анна и молодая сенная девка.

Василек поставил чай на столик и остался стоять рядом, ожидая других приказов своей хозяйки.

Не понимая почему, но графиня ему улыбнулась. В этом мальчике было столько жизни, столько света, столько добра. Василек улыбнулся графине в ответ.

- Что стоишь, улыбаешься? – Окрикнула на Василька Анна.

- Не сметь кричать в моем присутствии. – Сказала графиня. – Василек, обожди за дверью.

Василек быстро поклонился и убежал из комнаты.

- Вы его не привечайте, после же не отстанет от вас. – Сказала Анна. – У него же нет никого. Вот он и ластится, как котеня.

- Котенок. – Поправила графиня.

Анна начала раздевать графиню, а вторая сенная девка положила одеяло на кресло и принялась помогать. Скоро юная хозяйка поместья была одета. И она отправилась изучать свой новый дом.

Первое, что удивило ее, коридоры были то узкими, то широкими. Все потолки были сводчатыми. Стены были покрашены. Где-то висели картины, где-то гобелены, где-то стояли скульптуры.

- Это больше похоже на замок, а не на поместье. – Тихо сказала графиня.

- Так раньше, говорят, тут замок и был. – Сказал Василек. Он неслышно следовал за своей госпожой.

«Действительно, словно кот», - подумала девушка.

- В поместьях просторно. А здесь нет. Тесновато. Но… разве это поместье похоже на замок? Я так устала, что не рассмотрела его снаружи.

- Если хотите, я вам тут все покажу. – Вызвался Василек.

- Обязательно, но не сегодня. Все же, я устала.

Мальчик кивнул. А графиня вернулась обратно. У своей двери она остановилась. Дверь была полукруглой, на ней были красивые кованные заклепки и доски были украшены резьбой. На деревянной двери было вырезано дерево, красивое, витиеватое, с круглыми плодами.

Графиня дотронулась до резьбы и медленно погладила. Ей нравилась эта дверь. Она улыбнулась.

- Это единственная такая красивая дверь. – Сказал Василек. – Я всегда мечтал посмотреть, что спрятано за ней. Но всегда было заперто. Но там было очень красиво!

- Правда? Лучше чем сейчас? – Спросила графиня.

- Сейчас тоже красиво. Но там… там что-то было особенное. Как волшебство. Но почти все унесли. Только зеркало не смогли сдвинуть с места. Пришлось его оставить.

- А где эти вещи? Я, может быть, хотела бы взглянуть на них.

- Я вам покажу! – С радостью сказал Василек. А после опустил голову. – Но дядя Владимир не разрешит. Ругаться будет. Даже за то, что я вам рассказал.

Графиня улыбнулась и погладила ребенка по голове.

- А ты ему не говори, что мне рассказал. И все будет хорошо.

Она открыла дверь и зашла внутрь.

- Простите, а можно я спрошу? – Спросил Василек?

- Спрашивай.

- А как вас зовут? У вас же должно быть имя, как и у всех?

- Да, конечно. – Графиня наклонилась. – По крещению я Екатерина. Но бабушка всегда называла меня Забава. Но это – большой секрет.

Графиня приложила пальчик к губам, показывая, что это секрет. Василек серьезно кивнул.

- А можно я иногда буду вас так называть, когда никто не будет слышать? – Спросил он шепотом.

- Можно.

Юная графиня и сама не знала, зачем разрешила. Но рядом с этим счастливым ребенком она чувствовала себя спокойной.

- Скоро уже спать придет время ложиться. Ты где спишь?

- Я? Как и все. В общей комнате, на циновке, соломы еще дали, хорошо так.

Графиня нахмурилась.

- Покажешь?

Казачок неуверенно кивнул. Он не сомневался, что за это ему после влетит. Но и отказывать такой красивой графине он не хотел. Они спустились вниз, прошли по узким коридорам, а после прошли по обшарпанным комнатам. И вот графиня стояла в комнате, в которой было 5-ро мальчиков-казаков, которые поспешно натягивали свои кофты и штаны, когда вошла графиня. Все они сидели на полу, кучками прикрытом соломой. Эти кучки и служили кроватью детям.

Только тут хозяйка заметила, что все дети почесываются. Да и Василек иногда чесался. Графиня кивнула.

- Спокойной всем ночи. – Сказала она детям.

- Благодарим, графиня. Спокойной ночи, графиня. – Удивленно и вразнобой сказали дети.

Графиня Забава-Екатерина Офольская вернулась в свою комнату, в которой на нее смотрели горгульи. Зашедшая Марьяна, только взглянув на свою хозяйку, поняла, что настроение у нее мрачное.

Она села у ног графини и взяла ее за руку.

- Что расстроило так вас? – Спросила Марьяна.

- Я видела то, чего никогда бы не хотела больше видеть. Но я знаю, что так есть везде. И так будет всегда. Но не могу… знать это и…

Графиня замолчала.

- Это ваш дом, дом с горгульями. Вы можете делать все, что вам угодно. Никто и слова не скажет. Вы – хозяйка этого дома. Если захотите, то ни одно слово не покинет этого забора с горгульями на них. Одно ваше слово…

Юная графиня стала серьезной и задумалась.

- Ты права. Я не смогу так просто жить. Не могу жить, не делая так, как я хочу. А тут нет никого. Ни маменьки, которая следила за мной, словно коршун, не папеньки с его пренебрежением, ни этих сестер, которые малейшую ошибку преувеличивали, ни братьев, которые даже не смотрели на меня. Тут я графиня, жена их хозяина. И мне все можно.

Марьяна кивнула.

А Забава-Екатерина хитро улыбнулась.

Продолжение...