Найти тему

Конфликт «добрых» и «злых» ценностей на примере фильма «Люди Х: Первый класс»

Оглавление

В соционике есть понятие «злых» и «добрых» квадр. *Напомню: все 16 типов делятся на 4 квадры в зависимости от ценностных функций. Это не значит, что «злой» тип будет ненавидеть человечество и пинать животных на улице, а добрый никогда не злится и не проклинает мысленно своих обидчиков, однако это показывает:

- общий уровень агрессии как одного из четырех базовых чувств в человеке;

- потенциальную конфликтность.

«Злые» чаще вступают в конфликты, говорят о том, что им не нравится, нацелены на улучшение существующего: именно среди них чаще всего встречаются люди, пишущие жалобы и замечания, требующие улучшения качества предоставляемого сервиса (конечно, можно делать это по-разному, но форма подачи и ее конструктивность зависят уже от ряда других факторов, в частности, воспитания, уровня удовлетворенности жизнью и среды, к которой человек привык).

И если для «злых» своего рода достижением будет вступление в конфликт, в результате которого они получат то, чего добивались, то для «добрых» достижение – как раз обойти конфликт и сделать так, чтобы каждый остался по-максимуму не обделенным.

Из-за разности ценностей представители «злых» и «добрых» друг друга часто не понимают и хотят переделать. «Добрым» «злые» кажутся слишком вспыльчивым и устраивающим на ровном месте суету, «злым» же «добрые» зачастую кажутся слишком мягкими и безвольными.

Наглядно это видно в фильме «Люди Х: Первый класс» (хотя в нем, конечно, видно и явное разделение на «плохих» и «хороших» героев).

Чарльз (он же профессор Икс) – представитель «доброй» квадры. Ему очень важно, чтобы все жили дружно, он искренне переживает за то, что люди и мутанты не могут найти общий язык. На протяжении всего общения с Эриком он пытается наставить его на путь истинный и направить его агрессию в мирное русло. Ему некомфортно присутствовать при конфликтах и видеть проявления агрессии.

-2

Эрик (он же Магнето) – представитель «злой» квадры. Ему непонятно, зачем тянуть волынку и обходить все острые углы, когда можно просто брать и делать, порой жертвуя не просто интересами других, но и их жизнями (что, безусловно, является уже деструктивом). Конфликты и открытые проявления своей мощи – его стихия. Ему важны сила, решительность и превосходство.

-3

Несмотря на преувеличение, очень ярко показано, что Чарльзу не дано прочувствовать то, что чувствует Эрик, чтобы по-настоящему его понять. Он видит мир из своей «доброй» парадигмы. Он иначе реагирует на неудачи, на боль, на предательство. И в этом его сила. Однако сила Эрика именно в его агрессии, которая при конструктивном ее использовании превращается в настоящий двигатель прогресса, в достижение целей и умении добиваться своего.

Если смотреть следующие фильмы, видно, что Эрик старался пойти по пути Чарльза – быть «обычным», неконфликтным человеком, но очередная трагедия его стриггерила. Разумеется, многое заложено в его травме, не проработанной боли, скопившейся еще с самого детства, однако, повторюсь, его психотип сам по себе имеет склонность к довольно резким реакциям, в отличие от психотипа Чарльза. И эту вспыльчивость не убрать никакими проработками и разговорами, это – его природа. Даже если проработать боль, реакции до конца не изменить. Бороться со своей злостью бессмысленно. Ее нужно принять и в идеале научиться использовать экологично (чего, в общем-то, от него и добивается Чарльз).

«Злые» чаще испытывают азарт, «добрые» - интерес. «Злых» бодрит вызов, препятствия, конкуренция, хождение по лезвию (помните, с каким кайфом Эрик ждет, когда Чарльз в него выстрелит, чтобы проверить, сможет ли он остановить пулю?), для «добрых» же это чаще усложнение собственной жизни и нелогичное издевательство над собой.

— Я должен стремиться к большему! Пуля мне не страшна, — уговаривает Эрик Чарльза.

— Если ты знаешь, что пуля тебе не страшна, это не большее, — отвечает Чарльз.

И он разворачивает его в другую плоскость, через которую он сам видит мир, предлагая увеличить силу Магнето за счет прикосновения к приятным воспоминаниям.

Эрик просит Чарльза выстрелить в него
Эрик просит Чарльза выстрелить в него

Они – разные, у обоих свои точки роста, ведущие к противоположным полюсам друг друга, однако в обычной жизни отсутствие понимания такой разности ведет к попыткам переделать друг друга, например, в паре.

Часто в партнерских союзах, где женщина «злая», а мужчина «добрый», женщине хочется от мужчины проявления силы и решительности, которые могут быть выражены в том числе в умении настоять на своем, вступить в конфликт, прямо сказать о том, что ему не нравится. Мужчина же чувствует себя в напряжении, т.к. от него требуют того, что он не способен выдавать в таких количествах. Ему же, напротив, хочется спокойствия, мягкости, обходительности и заботы, которые «злая» женщина не может транслировать перманентно, т.к. в ней велик запас природной агрессии, и если она будет сплошь подавлять ее, пытаясь строить из себя белую и пушистую, она не будет чувствовать себя гармонично.

Если же, напротив, мужчина является «злым», а женщина «доброй», зачастую женщина чувствует себя подавленной, ей не хватает заботы и понимания, она будто бы находится под постоянным незримым контролем. А она его, как ни странно, местами может подбешивать своей покладистостью и отсутствием ожидаемой от нее «злой» энергии.

Представляете, каким мощным манипулятивным инструментом может быть тема границ, например, в руках «злых», специалистов, да и вообще людей, если они не принимают разности других (которую очень ярко как раз демонстрирует соционика)? Они будут толкать «добрых» на конфликты и требовать от них проявления того уровня агрессии в отстаивании границ, которую их психика не в состоянии чисто физически сгенерировать. Все хорошо в меру, и с агрессией, и с границами мы работаем как с «добрыми», так и со «злыми», но с каждым это будет свой путь и подход (как с каждым человеком в принципе).

#киноразбор

# ЛюдиИкс

# Магнето 

#Чарльзксавьер

#психологиякино

#кинотерапия

#киномания

#соционика